Защитник Александр Филин, ныне выступающий за «Балтику» дал эксклюзивное интервью корреспонденту LiveSport.Ru Сергею Тисленко. Обсудили успешный старт сезона калининградцев, трудности «Химок», этапы карьеры за границей и конкурентоспособность РПЛ.

«Саусь и Хиль молодцы, но результат делает вся команда»

— Александр, если судить по предсезонной подготовке, ожидала ли команда настолько хороших результатов?  И готова ли «Балтика» продолжать в том же духе?

— Я думаю да.  Это ведь так и работает — мы хорошо стартовали, набрали очки, достойно выступили против сильных, крепких команд — все говорит о том, что и дальше нам будет двигаться проще шаг за шагом.

— В первом туре вы сыграли вничью с «Динамо» и Андрей Талалаев ясно дал понять, что «Балтика» приезжала не за этим, хотя только поднялась из ФНЛ и сыграла матч с топ-клубом РПЛ.  Вас каждый матч настраивают исключительно на победу?

— На каждую игру на победу команда готовится, да.  Другое дело, что после сборов все выходят в разном состоянии.  Разный уровень подготовленности физической, тактической.  Мы выходили на первую игру официальную, команда была после больших нагрузок, отдыха практически не было.  Поэтому в любом случае, вне зависимости от результата все играли неплохо.  Первая игра — это эмоции огромные для ребят.

— Саусь и Хиль сейчас прямо «зажигают».  Удивляет ли вас такой перформанс?

— Ребята большие молодцы, но ведь это история не только про них, но и про всю команду.  Каждый делает свою работу.  В целом нужно разбирать всю команду, которая делает этот результат сильным.

— Исходя из текущей ситуации можно ли рассчитывать, что «Балтика» закончит чемпионат высоко в таблице?

— Если продолжим в том же темпе, то да, конечно.  Но я надеюсь, что сможем ещё выше.  Допустим, там, где играли вничью — можем выигрывать.  Главное на эмоциях не расслабиться.  Лично я не поддаюсь таким эмоциям.

— Как вообще сложился переход?

— Разорвал контракт с «Химками».  Зафиксировали долги, разорвал контракт, стал свободным агентом и начал рассматривать варианты.  Точнее, они уже были в конце предыдущего сезона — из «Торпедо» звонили (смеется).  Потом закончился чемпионат, появились «Балтика», «Динамо» Махачкала и «Крылья».

— Почему выбор пал именно на «Балтику»?

— Сначала у нас с ними не получилось и я общался в основном с Самарой.  Ближе к концу они снова включились и обе команды всё согласовали и предложили контракты.  Сразу скажу, финансовые условия были одинаковые.  Просто как-то я сам с собой поговорил, с семьёй, и выбор пал на «Балтику».

Александр Филин
Александр Филин ФК «Балтика»

— Как атмосфера в Калининграде и в клубе в целом?  Как болельщики?  Они наверняка соскучились по Премьер-лиге.

— Круто.  На игре с «Локомотивом» 21 тысяча зрителей присутствовала.  В чемпионате.  С учетом Fan ID это о многом говорит.  Первая домашнаяя игра с «Оренбургом» — 17 тысяч болельщиков.  Понятно, что лето, погода хорошая, но все равно для такого региона достаточно хорошая посещаемость.  Люди здесь любят футбол, узнают в городе.  То есть команду любят, знают.  Поэтому в этом плане, с точки зрения болельщиков, всё очень здорово.

«Нас, игроков "Химок", очень красиво переиграли»

— После шести лет в «Химках» вы стали «никем» для клуба, как сами сказали в недавнем интервью.  В какой момент команда поняла, что это конец?

— Мы сыграли последний тур со «Спартаком» и командой собрались в ресторане.  Вроде и ждали новостей, потому что не очень понятно было, как действовать дальше, но внутри клуба нам говорили, что все будет хорошо и клуб будет существовать, якобы все улажено.  Сидим в ресторане, и появляется новость о том, что РФС отказал в получении лицензии.  То есть уже апелляцию отклонили.  Мы все сидели с такими лицами офигевшими, в полном недоумении.  Без мата было тяжело отреагировать.  Вот в этот момент уже, наверное, поняли, что что-то здесь не то и не соответствует тому, что нам сказали.

— В этом же интервью вы говорили: «За этот год я поседел нормально, нужно будет красить волосы».  Это исключительно про финансовые вопросы или в целом про атмосферу на протяжении сезона?

— Это ведь всё параллельно идёт, потому что много упирается в деньги.  И нервы, и стрессы в том числе от этого.  Человеку не платят зарплату — естественно, это ненормально, это же работа.  Ну, результат тяжело давать, реально тяжело.  Все находятся, скажем, на эмоциональных качелях.  А вообще, мы все стадии принятия неизбежного прошли, мне кажется.  С этим очень тяжело работать.  И тренеру, естественно, тоже.  Мы сделали все, что могли, по футбольным принципам и понятиям.

Александр Филин
Александр Филин globallookpress.com

— То есть денег из команды никто не увидел до сих пор?

— После последней игры, да, все.  После новостей о лицензии вообще ничего не слышно.

— С учетом того, что вы провели в «Химках» более 5 лет суммарно, сильно обидно за то, что клуба нет?

— Конечно, обидно.  Ты же отдаешь часть своей карьеры.  А 6 лет, это треть.  Возможно, и одна вторая.  Я был на четвертом месте по сыгранным матчам за «Химки».  Думал, что в новом сезоне в тройку войду.  Когда речь идет о «Химках», все Тихонова вспоминают, а мне до него два матча не хватило.  Поэтому, естественно, это неприятно.  Ты отдаешь силы и время, работаешь на репутацию.  А имя забывается и уже никому не важно, что у тебя 150 матчей за «Химки», пора начинать новую историю.

— А Садыгов приобретает клуб в Турции.  К этому поступку в целом вы как можете отнестись?

— Как я недавно говорил, я уже ничему не удивляюсь.  Я не разочаровываюсь в людях, это жизнь.  Для меня это очень дорогой опыт, уверен, он пригодится в будущем.  С того, как с нами, футболистами, поступили, я прямо кайфанул.  Очень красиво нас переиграли, скажем.  Получилась такая шахматная партия, которую мы проиграли.

— А вообще шанс был, что вы, футболисты, хоть как-то на это можете повлиять, что-то сделать?

— В моменте казалось, что можем повлиять.  Когда не выходили на поле, например.  Но, как показала практика, не смогли.  У меня вопрос к РФС и руководителям лиги — как они на это смотрят?  Просто комментариев от них по этой теме особо не было, да и с юридической точки зрения никаких вопросов нет, вот и все.  И второй вопрос заключается в отношении к людям, которые у тебя в лиге работают.  Просто крайних выбрали и рукой махнули.

«В Бельгии болельщики могут кинуть в тебя пивом»

— Вы единственный полевой игрок РПЛ, который в сезоне в прошлом провел все 30 матчей без замен — это почти 3000 минут.  Насколько тяжело такую нагрузку нести физически и морально?

— Оказывается, как потом подвели статистику, за последние 5 сезонов никто из полевых все матчи не отыграл.  Это круто.  Я за этим достижением стремился уже после половины сезона, наверное.  Это было одним из немногих хороших моментов, в какой-то степени мотивировало выходить на поле.  Когда я уже понимал, что можно побороться — где-то через дискомфорт играл.  Рад своему достижению, это для меня очень важно.

— А в целом это легко удалось физически?

— Да, на самом деле да.  Это очень классно, себя мотивировать.  И каждый должен стараться себя мотивировать.  Потому что ты находишься все время в тонусе.  Это одна из моих целей.  И я понял, что нужно перед собой такие цели ставить на сезон.  Даже если сейчас я не всегда играю и нахожусь на замене, я ставлю себе задачу быть готовым к каждой игре максимально.  Чтобы я мог в любой момент выйти, сыграть и помочь своей команде.

Алекссандр Филин (справа)
Алекссандр Филин (справа) as-eupen.be

— Повлиял ли на это опыт игры в Бельгии?

— Повлиял.  Там я почувствовал свое тело и перестроил свою личную подготовку.  Последние три года особенно ответственно к этому подхожу, готовлю себе программу.  В Европе, к тому же, все уделяют гораздо больше внимания силе, там подготовка заточена под это.

— А интенсивность чемпионата решает?

— Да.  Карпин в интервью со Смоловым об этом говорил.  Сказал, что там другой футбол, более атакующий, раскрытый, естественно, другой тактически.  Но интенсивный.  Именно поэтому, когда я приехал после Бельгии, первые полтора месяца по-другому двигался, более ускоренно.  А потом усреднял свой темп, исходя из потребностей внутри клуба.

— В Бельгии понравилось?  Как там фанаты поддерживают?

— Бельгийцы очень сильно спорт любят.  Сам по себе спорт.  Не обязательно футбол, интересуются всем.  Велотрек, хоккей на траве.  Естественно, все там локально, можно на автобусе или машине везде доехать.

— Стадион «Эйпена» вмещает 8 тысяч человек.  Всегда был полный?

— Нет, но в процентном соотношении посещаемость отличная.  В городке около 20 тысяч населения, при этом 2,5 тысячи ходят.  Другая культура боления.  В выходной день если есть футбол, все идут на футбол.

— Как болеют?  Кричат?

— Как минимум, активные болельщики есть.Fan ID же нету (смеется).  Если подберешься к трибуне противоположных болельщиков, разминаться начнешь, могут пиво в тебя бросить, что-то крикнуть.  И фаеры, естественно, были фаеры.  Классно.

Александр Филин
Александр Филин as-eupen.be

— Может, остались какие-то воспоминания с «больших» выездов?  «Брюгге», «Андерлехт», «Антверпен»?

— Супер.  С «Брюгге» играли на выезде.  Дождь шел, когда с мячом находишься — сразу оглушительный свист, сумасшедший.  С льежским «Стандартом» у нас дерби — в одном регионе находимся, 20 минут ехать.  Вот у них фанаты сумасшедшие, сразу фаеры, дым, очень круто.  Чувствуется уровень.

«В "Химках" обещали, что все будет лучше, чем было»

— Спустя годы не жалеете, что не остались в «Эйпене»?

— Хороший вопрос.  Возможно.  Точнее, именно в «Эйпене» я бы не хотел оставаться, чего не могу сказать про европейский футбол.  Я не захотел там оставаться, вернулся в Москву, тут сразу «Химки» вышли, как раз Талалаев был тренером.  Много факторов совпало, домой хотелось, к семье.  Плюс ко всему я крымчанин, поэтому есть определенные трудности с визой.  Жена и ребенок были со мной, но остальные члены семьи, к сожалению, не могли приехать.  За полтора года ни у кого не получилось — очень тяжело было с визой.  В футбольном плане, в жизненном плане все в Бельгии нравилось, но было немножко тоскливо.  Раз в полгода удавалось видеть близких.

— Я правильно понимаю, что вы шли целенаправленно к Андрею Викторовичу?

— Да.  Поехал разрывать контракт с «Эйпеном», договорился, чтобы меня отпустили спокойно, свободно.  Клуб пошел на уступки, я приехал в Россию, подписал контракт, и через два дня его уволили.

— Для русского человека играть в Европе — это мечта и чуть ли не цель всей жизни.  В чем секрет Талалаева?  Как он может выманить игрока из бельгийской лиги?

— Здесь скорее так совпало.  Я был в отпуске, отдыхал.  На меня вышел Садыгов, сам, напрямую.  Андрей Викторович тоже подключился.  Параллельно я ждал варианты по Европе, но тогда шел чемпионат Европы и клубы включались позже по трансферам.  Мне хотелось определиться, не хотелось ждать.  Здесь же предлагали сразу все условия, плюс дома — хорошо.  И на этой волне все сложилось так, что я подумал — если возвращаться, то как раз в «Химки» — все родные, все знают.  Не последний человек все-таки.  Мне, в свою очередь, обещали, что все будет хорошо, лучше, чем было.

— Андрей Викторович какой-то свой костяк футболистов за собой всегда переманивает и все достаточно охотно к нему идут.

— В целом, как и любой тренер.  Когда работаешь какое-то время вместе, есть определенное доверие у тренера к тебе.  Он приходит в команду и 3-5 футболистов зовет тех, кто знает, как он работает.  Потому что зная требования, проще сразу самому влиться и помочь другим ребятам понять, что и как будет.

— Какой тренер оставил самый глубокий след в вашем развитии?  Были и Гончаренко, и Семак, и Талалаев.

— Много тренеров было, много хороших специалистов.  Я не могу кого-то конкретно выделить.  Я скорее от количества тренеров в карьере опыт получил.  Это опыт адаптации, коммуникации, видения, как работает футбол, да и как устроена жизнь в целом.  В Европе у меня два тренера было.  Тоже своеобразный опыт общения.  Тренер, немец, по причинам, не связанным с моими игровыми качествами, не ставил меня в состав, а потом дал мне шанс и я очень хорошо сыграл — он извинился.  Сказал что-то вроде: «Извини, я был не прав в этой ситуации.  Я думал ты отлыниваешь».  Ему так какие-то нехорошие люди сказали про меня и он подумал, что русский парень плохой.  И извинился передо мной.  Сказал: «Ты сейчас начинаешь чемпионат».  А я уже из команды собирался уходить.

— А вариантов из Европы совсем не было?

— Были переговоры с сербской «Войводиной».  Они ставили задачу за второе место биться — «Црвена Звезда» вне конкуренции.  Вышли в квалификацию Лиги Европы и я боялся, что попадут на большую команду и вылетят.  Просто ехать исключительно на внутренний чемпионат Сербии играть не очень хотелось.  Также был «Кортрейк», но нужно было какое-то время подождать, чтобы начать переговоры.

С другой стороны, уже поиграв за рубежом, ты становишься более европеизированным в плане языка и у тебя карта мира открывается.  А сейчас напрямую из России уехать в Европу очень сложно — единичные случаи.  Это как будто что-то нереальное.  Находясь в пределах стран, кто играет в еврокубках, уже значительно проще.  Когда с агентом общаюсь, говорю, что готов любую страну по факту рассмотреть.  Европа?  Любая вообще страна, с удовольствием.  Арабский мир?  Тоже уже не вопрос.  Потому что язык уже знаешь и тебе ничего не страшно.

Александр Филин
Александр Филин ФК «Балтика»

— Есть ли у Вас еще мечта и какой-то шанс вернуться в тот футбол?

— Да вообще с удовольствием.  Я надеюсь, что в ближайшее время закончится вся ситуация.  До сих пор поддерживаю связь с европейскими агентами.  До «Балтики» рассматривал варианты даже со второй Бундеслигой, с Чемпионшипом.  Вообще было бы круто, увидеть вот эту атмосферу, прочувствовать.  За любые бы деньги поехал.

— Как человек, который играл в Европе и в России, ответьте: РПЛ — качественная конкурентоспособная лига, или просто «лига выживания».

— Это хорошая лига.  Мне нравится.  Я вам так скажу — в России очень хороший плюс — инфраструктура.  А еще — хорошие финансовые условия, реально хорошие.  Если ты ставишь перед собой правильные цели и задачи, то очень хорошо можно прибавить, сформировать игровой характер.  Ты, находясь дома, получаешь качественные условия для футбола.  Если ты стремишься куда-то дальше идти, то РПЛ для тебя может стать трамплином огромным.  Не у всех получается, в том числе из-за того, что здесь хорошие условия.

Хорошие деньги затягивают какую-то часть футболистов и они уже не хотят никуда — комфортно ведь.  Но те, кто действительно жаждет поиграть поехать куда-то, то почему бы нет?  В Европе знают про наш чемпионат и нормально к нему относятся, и он конкурентоспособный — вопрос в том, что в Европе не будет таких денег.  Это 100%.