The Athletic рассуждает о карьере Жоау Феликса. Перед закрытием январского трансферного окна португалец снова сменил команду — как минимум до конца сезона он будет играть за «Милан».

Неизвестно, был ли известный швейцарский психиатр и психолог Герман Роршах большим поклонником футбола, но, скорее всего, нет.

Роршах был полностью погружен в академическую карьеру, работал в нескольких учреждениях в трех разных странах, воспитывал двоих детей и занимал руководящую должность в психиатрической больнице.  Домашние матчи «Цюриха», вероятно, не входили в его список приоритетов.

Роршах, ушедший из жизни в 1922 году, наиболее известен созданием теста с чернильными кляксами — эксперимента, в котором пациентам предлагается интерпретировать серию абстрактных симметричных форм.  Правильных ответов нет; главное здесь — двусмысленность.

Идея (спорная, но по-прежнему популярная даже спустя более века) заключается в том, что разные комбинации ответов можно систематизировать и на их основе делать выводы о психике испытуемых.

И все это подводит нас — пусть и чересчур витиевато — к Жоау Феликсу.

Если вы вдруг упустили этот момент, Феликс перешел в «Милан» на правах аренды из «Челси» в последний день трансферного окна.  Это уже его четвертый клуб за последние три сезона — до этого были «Атлетико» и «Барселона».

За это время он успел перейти в «Челси» в аренду, практически ничего там не показать, затем подписать полноценный контракт с лондонским клубом, а теперь — да, снова уйти в аренду.  Простите, что?  Эти пазлы действительно должны складываться в цельную картину?

Феликс занимает четвертое место в списке самых дорогих футболистов в истории, но при этом он не может закрепиться ни в одном клубе.  Все эти попытки до сих пор были похожи на ложный старт.

Жоау Феликс
Жоау Феликс globallookpress.com

Игрок, которого сравнивали с Йоханом Кройффом, теперь все больше напоминает человека, застрявшего в «приемной» собственной карьеры.  Что вообще здесь происходит?

А вот более интересный вопрос: что вы видите, когда смотрите на Жоау Феликса?  Что означают эти размытые пятна на бумаге?

На данном этапе цинизм, пожалуй, становится стандартной реакцией.  Люди смотрят, прежде всего, на цифры — общая трансферная сумма, которую клубы отдали за португальца, составляет 178 миллионов евро.  А это его статистика — 37 голов за пять с половиной лет после ухода из «Бенфики».

«Самозванец», — так назвал его Рой Кин в 2021 году.  Тогда это звучало жестоко, но теперь многие согласятся с бывшим капитаном «Манчестер Юнайтед».

Речь не о том, что Феликс растратил свой талант.  Скорее, в том, что его никогда и не было — он был хорошо разрекламированным продуктом, а его стремительный взлет стал лишь олицетворением всех проблем современного футбола.  Перебегая из одного топ-клуба в другой, ловя волну футбольной роскоши, он только подтверждает эту мысль.

В этом есть рациональное зерно.  Гиперкапитализм творит со спортом странные и порой уродливые вещи.  Он просто пожирает молодых звезд.  Тот факт, что «Атлетико» заплатил «Бенфике» 126 миллионов евро за Феликса в 2019 году, был явным перегибом.

Он провел всего один полноценный сезон на взрослом уровне и только-только начал формироваться в полноценного игрока.

В идеале Жоау стоило бы задержаться в Португалии хотя бы еще на год, но безжалостные финансовые приоритеты все-таки оказались на первом месте.

Мог ли Феликс отказаться от перехода?  А мог ли, например, настоять на трансфере в «Манчестер Сити» — команду, чей стиль игры куда больше соответствовал бы его сильным сторонам, чем стиль «Атлетико»?  Возможно.  А может, и нет.  Выбор Жорже Мендеша в качестве агента наверняка уменьшает сочувствие к нему в глазах многих.

Жоау Феликс
Жоау Феликс globallookpress.com

И все же в его игре с тех пор неизменно ощущается оттенок меланхолии.  В «Атлетико» природная раскованность Феликса сталкивалась с непростой личностью Диего Симеоне.  Теперь он в основном используется как своего рода роскошная разменная монета, переходя из рук в руки между европейскими гигантами: здесь его включают в сделку по Конору Галлахеру, а там помогают «Челси» сократить зарплатную ведомость.

Даже если он отлично проявит себя в «Милане», никто не сможет с уверенностью сказать, где Феликс окажется в следующем сезоне.

Если вы считаете Жоау Феликса пустышкой, вас это вряд ли заботит.  Обычный футболист становится невероятно богатым, просто переходя из клуба в клуб?  Дайте мне эту крошечную скрипку.

Но вот в чем дело.  Другие люди смотрят на Феликса и видят шарм, магию, потенциал.  Они видят птицу в клетке.

Жоау Феликс — футболист для эстетов, тот, кто заставляет сердце биться чуточку быстрее.  Он скользит по полю, словно лепесток на ветру.  Он одинаково хорошо владеет обеими ногами и одарен в техническом плане.  Жоау нередко пробует необычные вещи — «пятки», разрезающие передачи, изящные перебрасывания, от которых внутри все замирает.  Современный футбол часто бездушен, тогда как Феликс легок и непринужден.  Пожалуй, можно даже сказать, что португалец — знаменосец футбольной красоты.

Но ему до сих пор не хватало стабильности.  Возможно, из-за отсутствия постоянного места в стартовом составе.  Бросается ли он в отбор, как одержимый, прессингует ли с дьявольским азартом, готов ли рискнуть жизнью ради подката?  Нет, нет и еще раз нет.  Он не вписывается в образ универсального игрока.  Но имеет ли это принципиальное значение?

Жоау Феликс
Жоау Феликс globallookpress.com

Представьте себе Жоау Феликса в Италии 90-х.  На нем футболка с десятым номером и белые бутсы.  Его гетры едва держатся на голенях.  Он — Руй Кошта, Роберто Манчини, Франческо Тотти.  Никто из них не возвращался назад в оборону.  И это было нормально.  Вы же не просите Караваджо отшлифовать вам пол.  Позвольте человеку творить.

(Здесь можно увидеть урок о лицемерии современных футбольных фанатов: будьте уверены, те, кто сейчас жалуется на ленивых, самовлюбленных плеймейкеров, когда-то обожали Роберто Баджо.)

Если Феликс и застрял не в своей эпохе, то он также стал жертвой обстоятельств.

В прошлом сезоне он произвел впечатление, играя в аренде за «Барселону» — клуб его мечты, как он сам признавался.  Но шаткое финансовое положение каталонцев сделало постоянный переход невозможным.  В «Челси» его путь в основу преградил Коул Палмер.

В основном это последствия того самого трансфера в «Атлетико».  Зарплата, которую он получал в Мадриде, моментально перевела его в категорию суперзвезд — на два-три уровня выше тех клубов, которые могли бы предложить ему стабильность, свободу действий и любовь, когда всё пошло не так.

Снова речь идет об эпохах и ошибках, о воздушных мечтах, сталкивающихся с холодной реальностью.  В прошлом «Вильярреал» или «Удинезе» могли бы подписать Феликса.  Они могли бы построить команду вокруг него, превратив его в божество маленького города.  Но стороны футбольной пирамиды стали круче.

Феликс согласился на понижение зарплаты, чтобы присоединиться к «Челси» этим летом.  А еще он устоял перед соблазном переехать в Саудовскую Аравию.  Вне поля также не было серьезных тревожных звоночков, никаких историй о разгульном образе жизни.  Он пока не выглядит готовым отказаться от своей европейской мечты.

Первые сигналы из «Милана» были обнадеживающими.  Феликс забил в дебютном матче против «Ромы» — элегантным, изящным ударом — и провел 84 минуты в игре против «Эмполи», причем большую часть времени на своей любимой позиции под нападающим.

«У него столько качества.  Мы все ждем от него яркой игры», — сказал главный тренер «Милана» Сержиу Консейсау после матча с «Ромой».

Раньше мы уже слышали что-то подобное.  Отсюда цинизм.  Отсюда пренебрежение.  Но для стойких фанатов Феликса, для тех, кто в него верит, для настоящих его апологетов — остается тонкая, но всё же надежда.

Пока еще остаются разные способы взглянуть на этот футбольный тест Роршаха.