ESPN разбирается, что стоит за неожиданным спадом Мохамеда Салаха и почему без Трента Александера-Арнольда «Ливерпуль» выглядит уязвимым как никогда.

Всё, что происходит с «Ливерпулем» в сезоне 2025/26, выглядит как минимум странно.

Всего пару недель назад команда шла безупречно, возглавляя таблицу Премьер-лиги.  Букмекеры уже называли ее главным фаворитом на титул — еще до того, как начался октябрь.  Отрыв в пять очков от второго места — подобное случалось всего однажды в истории лиги на столь раннем этапе сезона.

И всё же никто не ощущал уверенности.  Из пяти побед в чемпионате четыре были вырваны после 80-й минуты.  В Лиге чемпионов и Кубке английской лиги «Ливерпуль» тоже побеждал благодаря поздним голам — на 92-й и 85-й минутах соответственно.

Такое не могло продолжаться вечно, но и нынешняя серия — не выход.  Теперь команда проиграла два матча Премьер-лиги подряд, пропустив решающие голы на 97-й и 95-й минутах.

Для сравнения: в прошлом сезоне «Ливерпуль» потерпел всего два поражения за весь чемпионат — и то уже после того, как оформил чемпионство.  Если добавить сюда поражение от «Галатасарая» в Лиге чемпионов, получится, что «красные» уступили три раза подряд впервые с 2023 года.

Для главного тренера Арне Слота это тоже неприятный рекорд — это первая в его тренерской карьере серия из трех поражений.

Слот тоже пытается найти ответы, и начал он этот поиск еще до начала неудачной серии.  Несмотря на семь побед подряд в стартовых матчах сезона, он резко изменил состав и тактику перед игрой с «Кристал Пэлас», которая закончилась поражением.  В матче с «Галатасараем» Слот выставил атакующего полузащитника Доминика Собослаи на позицию правого защитника, а новичка Джереми Фримпонга, купленного летом именно для этой роли, — на правый фланг атаки.  В последнем же матче против «Челси» Слот оставил в запасе Флориана Вирца, за которого «Ливерпуль» заплатил 125 миллионов евро.

Что сейчас вообще происходит с «Ливерпулем»?  Каким составом он должен играть?  Насколько эта команда вообще сильна?  В кризисе ли она?  Способна ли провести хотя бы один «нормальный» матч?  Стоит ли паниковать из-за того, что действующий чемпион отстает от первого места всего на одно очко?  Забьет ли когда-нибудь Флориан Вирц?  Или хотя бы сделает результативную передачу? Александер Исак, а ты где?  Что случилось с Алексисом Макаллистером?  И не получается ли так, что лучший правый защитник «Ливерпуля» на самом деле его лучший атакующий полузащитник?

На «Энфилде» сейчас царит полная неопределенность, но после семи туров есть как минимум одна бесспорная вещь: если Мохамед Салах в ближайшее время не начнет играть как Мохамед Салах, то всё остальное попросту не имеет значения.

Куда пропали удары Салаха?

В прошлом сезоне у «Ливерпуля» был, пожалуй, лучший игрок мира, проводивший, возможно, величайший сезон в истории Премьер-лиги — на правом фланге атаки.  В этом же сезоне там словно играет кто-то на уровне между Бренденом Ааронсоном и Дэниелом Баллардом.  По крайней мере, если судить по статистике: сейчас Салах набирает лишь 0.34 ожидаемых голов плюс ожидаемых ассистов (без пенальти) за 90 минут, в то время как Ааронсон — 0.33, Баллард — 0.35.

Конечно, сравнение не совсем честное.  Салах приносит пользу не только цифрами: его присутствие само по себе создает пространство и давление на оборону соперника.  К тому же в этом сезоне атакующие показатели по всей лиге снизились.

Мохамед Салах
Мохамед Салах globallookpress.com

Единственный игрок, демонстрирующий уровень суперзвезды, — Эрлинг Холанн.  Оба правых вингера «Арсенала», Букайо Сака и Нони Мадуэке, по своим метрикам почти точно совпадают с Салахом.

Но всё же — это Мо Салах!  Он вошёл в число величайших именно потому, что стабильно выдает выдающиеся цифры по голам и ассистам, оставаясь при этом невероятно полезным во всех других аспектах игры.  В прошлом сезоне он создавал 0.87 npxG+xA за 90 минут, а в среднем за карьеру в «Ливерпуле» — 0.79.

Его промах в начале второго тайма в матче с «Челси» — после изящного, вращающегося, почти не глядя выполненного паса пяткой от Вирца — стал, пожалуй, моментом, когда футбольный мир впервые всерьез задумался о форме Салаха в этом сезоне.  Но зацикливаться на этом эпизоде — значит, не увидеть сути.

Если бы Салах просто раз за разом не реализовывал шансы, можно было бы посоветовать всем выдохнуть и подождать — голы рано или поздно придут.  Он никогда не считался сверхэффективным финишёром: за восемь с лишним сезонов в «Ливерпуле» он забил всего на 8,1 мяча больше, чем ожидалось по xG — примерно по одному «лишнему» голу за сезон, что вполне нормально для топ-нападающего.

Настоящая проблема в другом — Салах всего 11 раз пробил по воротам с игры за весь сезон.

Мохамед Салах
Мохамед Салах globallookpress.com

В прошлом году к этому моменту он уже нанёс 22 удара.  Его предыдущий минимум после семи матчей был 19 ударов в сезоне 2022/23.  Сейчас его суммарный показатель ожидаемых голов (xG) — 1.18, тогда как в прошлом году было 3.31, а предыдущий минимум — 2.59 в сезоне 2020/21.

И это тревожно, потому что речь идет о падении почти на 50% относительно прошлогоднего уровня и о значительно более слабом старте, чем когда-либо прежде.  Хуже всего то, что предыдущие два сезона с низкими показателями по ударам и xG совпали с единственными «провальными» сезонами «Ливерпуля» со времен 2017/18: в 2020/21 клуб еле пробился в Лигу чемпионов, а в 2022/23 вовсе остался за пределами топ-4.

Как идет Салах — так идет и «Ливерпуль».

Помимо голов и ассистов, египтянин был одним из лучших игроков мира по продвижению мяча в штрафную и игре внутри нее.  В прошлом сезоне он стал лидером Премьер-лиги по передачам в штрафную (93) и с огромным отрывом первым по количеству касаний в этой зоне — 356 против 191 у ближайшего преследователя, Антуана Семеньо.

Мохамед Салах
Мохамед Салах globallookpress.com

В нынешнем сезоне Салах идет третьим по передачам в штрафную и делит седьмое место по касаниям.  Это всё еще высокий уровень, который говорит о том, что он, вероятно, вскоре начнет чаще бить и создавать больше моментов для партнеров.  Но всё же — это далеко от его прошлогодних стандартов.

Передачи в штрафную у него снизились с 2.48 до 1.86 за 90 минут, но куда тревожнее другое — падение касаний в штрафной почти вдвое: с 9.49 до 4.71.

Год назад после семи матчей Салах касался мяча в штрафной 75 раз.  Сейчас — всего 38.  Его прежний антирекорд на этом этапе был 45 касаний в сезоне 2017/18.  Тогда, правда, он в итоге стал игроком года в Премьер-лиге и забил 31 гол с игры.  Но тогда ему было 25 лет.  А этим летом ему исполнилось 33.

Загадка возраста, Александер-Арнольд и Вирц

Легко объяснить резкое падение количества касаний Салаха в штрафной просто возрастом.  Почти десять лет египтянин выполнял сразу три роли — центрфорварда, вингера и атакующего полузащитника.  Он оказывался в самых опасных зонах, забивал, проходил соперников один в один и создавал моменты для партнеров благодаря видению поля, технике и умению открывать пространство.

Теперь Салаху 33 года, и, возможно, он просто физически не способен матч за матчем делать всё то же самое — создавать, бежать, завершать.  Мало того что снизилось количество ударов, — упали и показатели по дриблингу: восемь попыток обыгрыша и лишь одна из них оказалась успешной.  Оба показателя — антирекорд за всю его карьеру в «Ливерпуле».

Однако физические данные от Gradient говорят о другом: профиль его беговой активности остается удивительно стабильным.  С сезона 2020/21 Салах в среднем совершает около 20 спринтов (бег свыше 25 км/ч) и 60 высокоскоростных рывков (20–24 км/ч) за 90 минут.  Точно такие же цифры и в текущем сезоне.

Мохамед Салах
Мохамед Салах globallookpress.com

Единственное заметное изменение — максимальная скорость (среднее из пяти самых высоких значений).  Сейчас она составляет 32.53 км/ч.  В прошлом сезоне — 34.29 км/ч.  За предыдущие пять сезонов Салах никогда не опускался ниже 33.67 км/ч.

Да, снижение есть, но оно недостаточно велико, чтобы объяснить резкое падение продуктивности в атаке.  Поэтому стоит взглянуть на изменения вокруг него.

Главная причина спада Салаха может крыться в том, что «Ливерпуль» стал гораздо реже касаться мяча в атакующей трети поля.  Это часть общей тенденции в Премьер-лиге — команды всё активнее стараются не позволять грандам «осаждать» их половину.  В среднем «Ливерпуль» в этом сезоне делает 185 касаний в атакующей зоне, тогда как с момента прихода Салаха средний показатель составлял 215, и клуб ни разу не опускался ниже 200.

Но есть и более конкретное объяснение: в команде больше нет Трента Александера-Арнольда.

Если говорить о чистой атакующей мощи, то связка Салах — Александер-Арнольд — вероятно, лучшая пара вингер–фулбек в истории Премьер-лиги.

Трент Александер-Арнольд и Мохамед Салах
Трент Александер-Арнольд и Мохамед Салах globallookpress.com

Возможно, сравнимы с ними только Месси и Дани Алвес времен «Барселоны».  Но мы почти никогда не видели Салаха без Трента — разве что в периоды травм.

Александер-Арнольд стал основным игроком в сезоне 2017/18 — как раз тогда, когда Салах пришел из «Ромы».  С тех пор он сделал 1161 передачу вперед на Салаха — на 400 больше, чем любая другая связка в команде, и, скорее всего, больше, чем любая пара в Премьер-лиге вообще.

Если же учитывать все передачи в атакующей трети, в любом направлении, то 805 передач Салаха на Александера-Арнольда делают их самой продуктивной парой в лиге — более чем на 200 передач впереди ближайших конкурентов.

Их партнерство длилось так долго, что за это время появились новые метрики, которых просто не существовало, когда они начинали играть вместе.  Одна из них — expected possession value (xPV), показатель, измеряющий, насколько каждое действие увеличивает или уменьшает шансы команды на гол.

За последние три сезона передачи Трента на Салаха создали 5.57 ожидаемых голов (xPV) — лучший результат среди всех связок клуба.  В прошлом сезоне этот показатель составил 1.55, что стало вторым результатом в команде, и этот сезон особенно важен, чтобы понять, что происходит сейчас.

Десятка самых опасных пар «Ливерпуля» в сезоне 2024/25:

Салах → Собослаи: 2.10

Александер-Арнольд → Салах: 1.55

Салах → Луис Диас: 1.44

Собослаи → Салах: 1.43

Диас → Салах: 1.40

Салах → Гакпо: 1.20

Гакпо → Салах: 1.15

Робертсон → Гакпо: 1.12

Гравенберх → Салах: 1.10

Салах → Дарвин Нуньес: 1.01

Напомним: тогда Собослаи играл атакующего полузащитника, смещенного к правому флангу — позицию, на которой он в этом сезоне почти не появляется.

Доминик Собослаи
Доминик Собослаи globallookpress.com

Так что, по сути, пять самых опасных связок прошлого сезона больше не существует.

И что любопытно: Гакпо и Салах — единственная из них, сохранившаяся в нынешнем составе, — в этом году не работают.

Передачи Гакпо → Салах сейчас занимают лишь 12-е место по опасности в команде, а Салах → Гакпо — вообще 54-е.

А вот как выглядит топ-10 нынешнего сезона:

Гакпо → Юго Экетике: 0.42

Гакпо → Милош Керкез: 0.40

Кертис Джонс → Исак: 0.40

Собослаи → Вирц: 0.33

Вирц → Экетике: 0.31

Салах → Вирц: 0.30

Салах → Джонс: 0.24

Гакпо → Собослаи: 0.23

Собослаи → Гакпо: 0.21

Коннор Брэдли → Салах: 0.21

Казалось, Вирц должен был заменить и Собослаи, и Александера-Арнольда — первого по позиции, второго по роли.  По крайней мере, именно так это выглядело со стороны.  Формально его называли новым атакующим полузащитником, но вместо того, чтобы, как Собослаи, врываться в штрафную и без устали прессинговать, Вирц должен был восполнить креативность при розыгрышах и вокруг ворот, которую раньше обеспечивал Александер-Арнольд.

На деле же Вирц оказался скорее универсалом, чем звездой, через которую идет вся игра.  Да, у него пока нет голов и ассистов, но он активно прессингует, хорошо открывается между линиями, тащит мяч вперед, создает моменты — их у него столько же, сколько у Салаха — и даже чаще бьет по воротам.  У обоих одинаковые показатели xG+xA после семи туров — и это при том, что Виртц играет в полузащите, а не в атаке.

Мохамед Салах и Трент Александер-Арнольд
Мохамед Салах и Трент Александер-Арнольд globallookpress.com

Однако, даже если его вклад выше, чем видно по голам и передачам, в целом система все равно не работает.  Связка «Вирц — Салах» по создаваемой ценности владений занимает лишь 20-е место среди всех пар в «Ливерпуле».  Без Александера-Арнольда справа и Собослаи, замыкавшего треугольник с Салахом, команда лишилась двух ключевых элементов системы, внутри которой Салах большую часть прошлого сезона выглядел лучшим игроком мира.

В отличие от Собослаи, Вирц трактует роль более традиционно — как классический атакующий полузащитник.  В итоге его касания распределены почти равномерно по обеим флангам.  Это, в свою очередь, привело к тому, что Гакпо стал центральной фигурой во всех самых опасных атаках «Ливерпуля» в этом сезоне.  При том что количество касаний в последней трети поля у команды снизилось, у Гакпо оно выросло.  В среднем он делает на 10 касаний больше за матч, чем Салах, хотя в прошлом сезоне он, наоборот, делал меньше всех среди стартовых игроков.

Флориан Вирц
Флориан Вирц globallookpress.com

Да, в теории разнообразная, непредсказуемая атака — это хорошо.  Но на практике множество команд и в футболе, и в других видах спорта приходили к выводу: чтобы побеждать, нужно как можно чаще отдавать мяч своим лучшим игрокам.  В бейсболе команды ставят своих звезд — вроде Сехея Отани в «Лос-Анджелес Доджерс» — в начало порядка бьющих, чтобы те получали больше выходов.  В баскетболе в плей-офф игра строится так, чтобы мяч как можно чаще оказывался у Николы Йокича.  Рост значения атак в американском футболе тоже связан с идеей — давать квотербеку вроде Джоша Аллена максимум возможностей сделать большой розыгрыш за четыре четверти.

Прошлогодний успех «Ливерпуля» тоже базировался на этом принципе: запускай мяч по правому флангу снова и снова.  Это открывало пространство для второстепенных фигур вроде Гакпо и Диаса слева.  Кроме того, владение становилось предсказуемым в хорошем смысле: если команда теряла мяч, то примерно в одной и той же зоне, и все знали, как реагировать и где может возникнуть опасность.

Коди Гакпо
Коди Гакпо globallookpress.com

Главное же — это гарантировало, что два лучших игрока в обращении с мячом будут участвовать в как можно большем количестве владений — одновременно.  А с Собослаи добавлялся еще и третий, готовый делать всю черновую беговую работу, освобождая им пространство.

В этом сезоне два лучших игрока «Ливерпуля» с мячом почти не взаимодействуют.  Да, Салах несколько раз находил Вирца острыми передачами — вспомним хотя бы тот безумный пас пяткой в матче с «Челси» — но системности в этом нет.

Взаимодействие Салаха и Александера-Арнольда раньше давало экспоненциальный эффект, а теперь, когда Салах и Вирц редко участвуют в одних и тех же розыгрышах, ценность их действий резко упала.

Возможно, все это — вопрос возраста.  И если так, то Салаху пора искать новый способ оставаться эффективным.

Когда Салах стал старше и уже не мог так же стремительно продвигать мяч вперед, как раньше — примерно к 29 годам, — он превратился в одного из лучших созидателей в атакующей трети поля на планете.  Если теперь он уже не способен одновременно создавать и завершать моменты, логичным следующим шагом станет просто сместиться ближе к воротам: пусть Вирц раздает передачи в штрафную, смирись с тем, что Гакпо будет чаще касаться мяча, и начинай замыкать дальнюю штангу.

Мохамед Салах
Мохамед Салах globallookpress.com

Продолжая эту идею, можно даже представить вариант 3–5–2, где Салах играет в паре с Исаком впереди, Вирц располагается под ними, а Гакпо выполняет роль атакующего латераля слева.

Тем не менее, хоть подписание нового контракта с суперзвездой вроде Салаха перед его 33-летием и несло определенные риски, крайне маловероятно, что он вдруг за одно лето превратился из «лучшего в мире» в «среднего по меркам АПЛ».

Возрастное снижение формы, конечно, есть, но гораздо весомее выглядит другой фактор: изменения вокруг него.

Прогнозы и ставки на футбол

Александер-Арнольд теперь в «Реале», а никто в нынешнем составе не способен восполнить то, что он давал Салаху со своей позиции.  Если «Ливерпуль» вновь хочет вернуться на прошлогодний уровень — стабильной команды-кандидата на звание лучшей в мире, которой не нужно вырывать победы в концовках, — без Салаха, играющего на уровне одного из сильнейших футболистов планеты, это невозможно.  А чтобы это случилось, Салах и Вирц должны научиться играть вместе.

Для «Ливерпуля» сама эта перспектива одновременно и вдохновляющая, и тревожная.  На выстраивание таких взаимодействий уходит немало времени.

Александер-Арнольд и Салах за время совместных выступлений в АПЛ обменялись 3138 передачами.  А Вирц и Салах?  Всего 45.