Tennis.com анализирует шансы Новака Джоковича выиграть турнир «Большого шлема» в 2026 году.
Новак Джокович оказался в затруднительном положении, став жертвой собственного величия. Он зажат между молотом по имени Карлос Алькарас и наковальней по имени Янник Синнер, прочно занимая четвертую строчку в мировом рейтинге после полутора десятилетий, проведенных в топ-3.
Его навыки не потускнели, но он больше не тот эталон жизненной силы, физической формы и выносливости, каким был раньше. На пятки наступает целая плеяда молодых и талантливых, однако Джокович полон решимости продолжать борьбу.
А почему бы и нет?
Новак был, вероятно, третьим игроком в мире в 2025 году. Он не так уж далеко, просто так кажется — по крайней мере, на фоне Алькараса и Синнера. Я бы не хотел, чтобы он стал игроком, который медленно угасает, скатывается на 50-е место и приезжает в таком статусе на US Open. Но я хотел бы увидеть, сможет ли он взять этот 25-й «мэйджор», если посвятит этому хотя бы еще один год.Джимми Ариастеннисный аналитик
Джокович, однако, похоже, не заинтересован в таких временных рамках. Он рассчитывает сыграть на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 2028 году.
«Поскольку я достиг абсолютно всех возможных целей... может быть, закончить на Олимпийских играх с сербским флагом — это было бы красиво», — сказал Джокович в конце прошлого года.
Логистика того, как Джокович может добраться от текущей точки до этой цели, сложна и, возможно, даже опасна. Серб, безусловно, мог бы выступить на Олимпиаде, даже не проходя по рейтингу. Его заслуги гарантируют ему пожизненную wild card на любой турнир «Большого шлема».
Но если он все еще надеется выиграть титул, который позволит ему обойти Маргарет Корт и выйти из тупика с 24 «Шлемами», или просто хочет поддерживать форму на топ-уровне, ему придется принять несколько трудных решений.
Самый важный выбор касается единственных турниров, которые, по его словам, действительно имеют для него значение. Речь, конечно же, о «Больших шлемах».
Как подойти к турниру в полной готовности? Что вы делали в прошлом? Какие корректировки нам нужно внести? Это вопросы, которые Новак и его команда должны решить. Здесь есть неоспоримые факторы, касающиеся возраста и физической формы Джоковича. Так что, может быть, стоит начать с вопроса: Что вы делали перед Australian Open в прошлом году?Крейг БойнтонЭкс-тренер Хуберта Хуркача и Джона Изнера
Январь 2025 года может показаться далеким прошлым, но тогда Джокович просто сбил с толку Карлоса Алькараса в четвертьфинале Australian Open. Однако этот результат оказался с горьким привкусом, потому что сработал один из «неоспоримых факторов» Бойнтона. Во время матча Джокович получил разрыв мышцы левой ноги, из-за которого он не смог доиграть полуфинальный матч против Александра Зверева.
Тот отказ стал вторым случаем за полгода, когда Джокович, некогда король пятисетовых марафонов и человек, казавшийся пуленепробиваемым, был вынужден сняться с турнира «Большого шлема». В четвертьфинале Ролан Гаррос-2024 Ноле получил разрыв медиального мениска во время матча четвертого круга против Франсиско Серундоло. После этого он был вынужден сняться с матча 1/4 финала против Каспера Руда.
«Вопрос, который Новак, вероятно, задает себе — или который я задавал бы, будь я его тренером: Окей. Как мне выдержать семь матчей на "Шлеме" на таком уровне? Способен ли я еще на это? Выдержит ли мое тело? », — сказал теннисный аналитик Пол Аннакон.
Это критически важный вопрос, и, возможно, Джокович не способен взглянуть на него объективно.
«Новак находится на том этапе карьеры, когда он играет ради своего наследия. Когда ты внутри этого процесса, тебе кажется, что ты можешь всё. Как и другие великие атлеты, Новак пытается сопротивляться времени», — говорит Бойнтон.
Опасность для Джоковича заключается в том, что если он будет сопротивляться слишком сильно, то может поставить под угрозу свое спортивное долголетие и тот долгий, красивый уход из спорта, к которому он стремится. Джокович, как выразился Аннакон, — это «парень, который вычерпывает всё до дна, используя науку, чтобы понять, как максимизировать свою физическую форму и всё остальное».
Но цена, которую приходится платить за затяжные матчи на «Шлемах», неоспорима — это серьезный вызов даже для молодых игроков.
С другой стороны, Джокович имеет полное право считать, что он всё еще в игре. Его результаты говорят о том, что он находится всего в одной сенсации, одной ошибке соперника, одном удачном стечении обстоятельств от 25-го титула «Большого шлема».
Но в своих расчетах он должен учитывать один очевидный факт: если он хочет оставаться в обойме, удерживать рейтинг, получать высокий номер посева и оставаться в тонусе в 2026 году и далее, ему нужно играть и побеждать. Очки рейтинга — это не банковский вклад, на них проценты не капают.
В 2025 году Джокович сыграл всего 13 турниров (например, вернувшийся в топ-10 Феликс Оже-Альяссим провел 25 турниров в прошлом сезоне). Если в 2026-м он выберет аналогичный путь, у него снова будет минимальное право на ошибку.
Ариас считает, что Джоковичу надо проводить хотя бы один разминочный турнир перед каждым «мэйджором».
«Сложно не иметь игровой практики, а затем сразу переходить на пятисетовый формат в его возрасте и думать, что тебя хватит на семь матчей. Я действительно думаю, что те двое парней [Синнер и Алькарас] сейчас лучше него. Если Джокович и доходит до поздних стадий турнира, его тело к тому моменту уже не в идеальном состоянии. К матчу против Синнера и Алькараса у него банально не остается запаса сил», — считает Ариас.
Иронично, но у Джоковича, возможно, было бы больше шансов остановить любого из них, если бы они встретились на ранней стадии турнира, пока он свеж. Но его высокий посев исключает это. По крайней мере, пока.
Аннакон считает, что Australian Open — идеальная цель для Джоковича. Новаку принадлежит рекорд по количеству титулов в Мельбурне — он 10 раз выигрывал австралийский «мэйджор».
Что еще важнее, у него было много времени на подготовку, и, как и все остальные, он приедет туда свежим. Ролан Гаррос и уровень физической подготовки, которого требует грунт, станут серьезным испытанием. И даже хорошее выступление там может негативно сказаться на шансах Джоковича на Уимблдоне, где, по мнению Аннакона и других, у серба лучшие шансы на победу.
Сокращенный график с большим количеством времени на отдых может улучшить физическую форму, но Бойнтон замечал, что как бы возрастной игрок ни хотел тренироваться, существует предел того, сколько дней подряд он может работать на максимуме.
«В плане тенниса ты можешь приехать на турнир готовым. Но в плане энергии и восстановления ты уже в проигрышном положении, ты уже в дефиците. Так что это превращается в балансирование на канате», — считает Бойнтон.
Менее изматывающие турниры категорий ATP 250 или 500 в трехсетовом формате могут стать для Джоковича тем самым «спасательным клапаном», продлевающим карьеру, если нагрузки «Больших шлемов» наконец окажутся для него непосильными. Он сможет свободно играть где захочет, получая wild card, и просто поддерживать форму вплоть до Олимпиады в Лос-Анджелесе.
«Лично я понимаю любопытство людей. Конечно, я думал об этом [об уходе] несколько раз, но в конце концов решил просто играть по-своему — играть там, где я хочу, а не там, где, по мнению других, я должен», — сказал Джокович в Афинах несколько месяцев назад, комментируя слухи о том, что он задумался о завершении карьеры.
Символичные слова от легенды, сделавшей принцип «поступать по-своему» главным жизненным кредо.

