The Athletic рассуждает о значимости тренерской философии в современном футболе.

Жозе Моуринью говорил предельно откровенно.

«Мы живем в эпоху поколения, где тренеры пытаются делать вещи, которые не работают, и исчезают.  Но при этом говорят: "Я исчез, зато исчез со своей идеей".  Мой друг, если ты исчез из-за своих идей — ты дурак», — заявил португалец.

Моуринью, который только что возглавил «Бенфику», в летнем интервью для телеканала Португальской футбольной федерации не называл конкретных фамилий.  На этот раз он явно не собирался сводить с кем-либо старые счеты.  Его слова звучали как жесткая критика культуры, в которой, по его мнению, идеи и общественное мнение стали важнее результата.

Эти слова напомнили другую знаменитую фразу Моуринью — после того, как его «Манчестер Юнайтед» обыграл «Аякс» в финале Лиги Европы 2016/17: «В футболе полно поэтов.  Но поэты редко выигрывают титулы».

Жозе Моуринью
Жозе Моуриньюgloballookpress.com

В глазах Моуринью современный футбол делится на прагматиков и поэтов: на победителей и мечтателей, на тех, кто готов умереть за трофей, и тех, кто производит впечатление, будто готов умереть за идею.

Вот несколько примером того, о чем говорит Моуринью:

Рубен Аморим на прошлой неделе, когда его спросили о верности системе, принесшей «Манчестер Юнайтед» лишь восемь побед в первых 31 матчах АПЛ под его руководством, сказал следующее: «Я не собираюсь менять свою философию.  Когда захочу ее изменить — изменю.  Если нет, тогда нужно менять человека»;

Эндж Постекоглу, переживая ужасную серию поражений с «Тоттенхэмом» в прошлом сезоне, заявил: «Если люди хотят, чтобы я поменял свой подход, могу сообщить — этого не произойдёт»;

Рассел Мартин, когда только начинал тренерскую карьеру в «МК Донс», о своей безоговорочной преданности стилю игры, который пока не принес ни одной победы в шотландской Премьер-лиге с «Рейнджерс» после пяти туров: «Если это не сработает и меня уволят — значит, я хотя бы уйду, оставаясь верным своим убеждениям»;

Андреа Пирло, вспоминая свое короткое и неудачное пребывание на посту главного тренера «Ювентуса»: «Конечно, бывают матчи, когда ты владеешь мячом 90 процентов времени, но пропускаешь после единственного удара соперника в створ.  Но я предпочитаю проиграть так, чем провести весь матч у своей штрафной, надеясь забить после одной из немногочисленных контратак».

Хосеп Гвардиола
Хосеп Гвардиолаgloballookpress.com

Все эти заявления, с точки зрения Моуринью, вполне могли бы попасть в категорию «глупости».  Но сами тренеры далеко не глупы.

Аморим получил работу в «Манчестер Юнайтед» благодаря выдающемуся чемпионскому сезону со «Спортингом».  Постекоглу выигрывал трофеи и собирал комплименты на разных этапах карьеры — в Австралии, Англии, Греции, Японии и Шотландии.

Мартин заслужил репутацию одного из самых перспективных английских специалистов: после успешных этапов в «Милтон Кинс» и «Суонси» он вывел «Саутгемптон» в АПЛ.  Пирло же был одним из самых умных футболистов своего поколения (и не только своего): на выпускном экзамене он получил тренерскую лицензию УЕФА Pro, набрав почти идеальные 107 баллов из возможных 110.

Так что нет, все эти люди уж точно не глупы.  Но в карьере любого тренера бывают моменты, когда нежелание адаптироваться к неожиданным и неблагоприятным обстоятельствам может выглядеть как шаг к самоуничтожению.

Хосеп Гвардиола во время сложного периода в «Манчестер Сити» в прошлом сезоне утверждал, что никогда не изменит своему подходу.  Но за последние 12 месяцев в его стиле всё же появились заметные корректировки, пусть базовые принципы и остались прежними.

Сложность в том, что кардинально что-то менять трудно, когда современная футбольная культура возводит «идею» почти в абсолют.

С одной стороны, это бизнес, где важен результат.  Показательно, что из 96 нынешних тренеров и главных тренеров в «Большой пятерке» европейских лиг лишь 22 (по семь в Англии и Франции, пять в Испании, три в Германии и ни одного в Италии) работают со своими клубами дольше двух лет.  С другой стороны, это эпоха, в которой тренерам предлагают строить карьеру вокруг идеи или — если использовать чрезмерно громкое слово — философии.  Догма правит бал.  Хотя на деле ее правление редко длится долго.

Жозе Моуринью
Жозе Моуриньюgloballookpress.com

Правда, прагматизм тоже не гарантирует долголетия.  Моуринью может сколько угодно насмехаться над коллегами, которые «умерли бы за идею», но за девять лет, прошедших с его знаменитой речи о «поэтах», он был уволен четыре раза и выиграл всего один трофей — Лигу конференций с «Ромой» в 2022 году.

Достаточно взглянуть на его результаты в чемпионатах за последнее десятилетие: увольнение из «Челси», когда команда шла на 16-м месте; шестое и второе место с «Манчестер Юнайтед», а затем увольнение; шестое место с «Тоттенхэмом» и отставка, когда команда занимала седьмую позицию; еще дважды шестое место с «Ромой», после чего его уволили, когда клуб опустился на девятое; второе место с «Фенербахче» и новое увольнение спустя всего два тура нового сезона.  Даже два «серебра» — с «Юнайтед» в 2017/18 и с «Фенербахче» в прошлом сезоне — сопровождались отставанием от чемпиона на 19 и 11 очков соответственно.

Но поэт, мечтатель или самопровозглашенный философ всегда вызывает больше подозрений, чем прагматик, особенно в британской футбольной культуре.  Когда Гвардиола летом 2016-го пришел в «Сити» после триумфальных этапов в «Барселоне» и «Баварии», многие эксперты были уверены, что его быстро разоблачат.  Или, по крайней мере, он будет вынужден кардинально перестроиться под требования Премьер-лиги.  Однако вышло наоборот: он оказался настолько успешным и влиятельным, что вся английская игра во многом подстроилась под его видение.

Рассел Мартин
Рассел Мартинgloballookpress.com

Сегодня влияние Гвардиолы заметно по всей футбольной пирамиде в Англии, на всех уровнях: теперь розыгрыш мяча от вратаря не воспринимается ни как мода, ни как рискованная причуда, а как необходимость.  В 2022 году Дэниел Тейлор из The Athletic писал о множестве клубов низших дивизионов и даже любительских команд, которые сознательно перенимали «путь Гвардиолы»: «МК Донс» и «Суонси» у Мартина; «Барроу» и «Болтон Уондерерс» у Иана Эватта; «Доркинг Уондерерс» под руководством их основателя, владельца, председателя и тренера Марка Уайта; «Гейтсхед» под началом экс-защитника «Ньюкасл Юнайтед» Майка Уильямсона.

В своём офисе на базе «Саутгемптона», где он когда-то работал, Мартин держал в рамке цитату Гвардиолы: «Когда мы выигрываем, модель игры кажется хорошей, и ее никто не ставит под сомнение.  Но помните: мы не всегда будем побеждать.  Тогда появятся сомнения.  И именно в этот момент мы должны верить в модель сильнее, чем когда-либо, потому что соблазн отойти от нее будет очень велик».

В 2024 году модель игры Мартина помогла «Саутгемптону» выйти в Премьер-лигу.  Проблемы начались, когда в прошлом сезоне, сохраняя те же принципы владения мячом уже в элитном дивизионе, команда слишком часто наказывалась соперниками, которые умели эффективнее отбирать мяч и куда лучше реализовывали свои моменты.

Когда Мартин был уволен (после того как «Саутгемптон» набрал всего пять очков в первых 16 матчах сезона), клуб уже успел, по данным Opta, пропустить 10 голов напрямую из-за собственных ошибок.  Это был худший показатель в лиге, и даже нейтральному зрителю количество шансов, которые «святые» буквально дарили соперникам, выглядело удручающе.

Луис Энрике
Луис Энрикеgloballookpress.com

Но с, пожалуй, самым слабым составом в Премьер-лиге и с «авансом доверия» за выход в элиту Мартин мог убедительно утверждать, что именно такой стиль оставался для «Саутгемптона» наилучшей надеждой на результат.  Его кратковременный преемник Иван Юрич, выбравший более прагматичный подход, не добился ничего лучшего и в апреле был уволен.

Сам Мартин и его сторонники могли бы указать и на пример Луиса Энрике, который добился успеха в «Пари Сен-Жермен» с подходом, если уж на то пошло, еще более радикальным, чем у Гвардиолы.  Его работа со сборной Испании закончилась весьма позорно: поражением от Марокко на чемпионате мира-2022 в 1/8 финала после 988 передач и всего одного удара в створ за 120 минут игры — и проигрышем в серии пенальти.  Его приверженность экстремальной версии «контроля мяча» еще полтора года ставилась под сомнение и в Париже, но в заключительные месяцы прошлого сезона принесла впечатляющие плоды.

Аморим — другой случай.  Его модель игры, если использовать терминологию Гвардиолы, вряд ли можно назвать экстремальной или идеалистической.  Он не тот «поэт», которым Моуринью пренебрежительно называл своих оппонентов.  Какими бы слабым и разочаровывающим ни был его «Манчестер Юнайтед», в их игре нет роковой уязвимости, которую соперники эксплуатировали бы раз за разом, как это было у «Саутгемптона» Мартина (постоянные ошибки при выходе из обороны) или у «Тоттенхэма» Постекоглу (опасно высокая линия защиты).

Рубен Аморим
Рубен Аморимgloballookpress.com

Более того, в игре «Юнайтед» под руководством Аморима мало что кричит о «философии».  Это, безусловно, определенный стиль, но то, что он называет «философией», правильнее было бы назвать системой или схемой.  Будь то 3-4-3 или 3-4-2-1, со «Спортингом» она приносила блестящие результаты, но в Манчестере пока обернулась катастрофой.

Еще в декабре, спустя всего семь недель после прихода в клуб, Аморим говорил скептически настроенным журналистам: «Я не могу изменить свою идею.  Я здесь благодаря своей идее.  Я продолжу следовать своей идее, потому что у меня нет другой».

С тех пор прошло девять месяцев, а его «идея» принесла всего шесть побед в Премьер-лиге.  Три из них — над командами, впоследствии вылетевшими из АПЛ («Саутгемптон», «Ипсвич Таун» и «Лестер»), и последняя — над новичком турнира «Бернли».

Сама по себе игра с тремя центральными защитниками — не новшество.  Она то входила, то выходила из моды в 1980-х и 1990-х, а в сезоне 2016/17 «Челси» под руководством Антонио Конте выиграл с ней Премьер-лигу.  Этот подход отлично работает и сейчас — например, у «Кристал Пэлас» под руководством Оливера Гласнера.  Тем не менее, любовь английского футбола к ортодоксии весьма показательна: никто бы не требовал от Аморима изменить схему, если бы он показывал те же результаты, играя в четыре защитника.

Что действительно было экстремальным в случае Аморима, так это его жесткость.  По данным Opta, с начала прошлого сезона «Юнайтед» провел всего семь изменений схемы по ходу матчей в 42 играх Премьер-лиги (сюда включен и конец эпохи Эрика тен Хага).  Из них два — при попытках отыграться против «Борнмута» (успешно) и «Вест Хэма» (безуспешно).  Это минимальный показатель среди всех 17 команд, выступающих в АПЛ на протяжении всего этого периода.  И особенно странно это выглядит на фоне того, как часто «Юнайтед» оказывался в роли догоняющего в концовках матчей.

Сама по себе мысль, что игра в три защитника — лучший вариант для этого состава «Юнайтед», особенно теперь, когда команда частично перестроена под видение Аморима, выглядит вполне разумно.

Эндж Постекоглу
Эндж Постекоглуgloballookpress.com

Несмотря на разгромное поражение в дерби от «Манчестер Сити» в прошлое воскресенье, сама система долгое время работала вполне неплохо.  Если уж искать недостатки именно в построении, а не в конкретных игроках, то за последние десять месяцев можно найти куда более показательные примеры, чем этот матч.

Но вот идея о том, что схема с тремя защитниками подходит на все 90 минут каждой игры — даже тогда, когда двое центральных полузащитников явно уступают сопернику и проваливаются; когда команда снова и снова оказывается в роли догоняющей в концовке; когда на флангах остро не хватает остроты и изобретательности, которой нынешние латерали просто не обладают, — выглядит попросту необъяснимой.

Здесь дело не только в упрямстве.  Когда тренер заявляет, что он «не может изменить свою идею, потому что у него нет другой», это говорит об опасно узком взгляде на игру.

Современная Премьер-лига требует гибкости, пусть даже не между разными схемами, но хотя бы внутри них.  Была эпоха, когда влияние Гвардиолы сделало владение мячом главным приоритетом.  Но в последние пару лет — и сам тренер «Ман Сити» отмечал это, приводя в пример «Борнмут» и «Брайтон» — акценты сместились на игру в переходных фазах и быстрые контратаки.  Прошлый сезон стал рекордным за 33-летнюю историю АПЛ по числу ударов и голов, забитых после быстрых прорывов.  Вскоре это неизбежно приведет к росту внимания к тому, как такие атаки останавливать.

Хосеп Гвардиола
Хосеп Гвардиолаgloballookpress.com

В этой стремительно меняющейся среде высокая линия обороны «Тоттенхэма» у Постекоглу от козыря и инструмента для контрпрессинга в его первый сезон (летом 2023-го) превратилась во второй — и последний — в ахиллесову пяту, которую соперники безжалостно использовали.  В том же чемпионате нашли способы вскрывать и уязвимости самого «Ман Сити» в переходных фазах.  Сегодня АПЛ — это точно не лига для подхода «один стиль на все случаи».

Фундаментальные ценности Гвардиолы не изменятся, но в рамках своей философии он готов подвергать сомнению всё и вся, если это поможет достичь результата.  Даже Постекоглу, который резко реагировал на любые намеки в интервью, что ему стоит изменить стиль, в итоге выиграл с «Тоттенхэмом» Лигу Европы во многом благодаря осторожной, лишенной изысков игре, за которую Моуринью наверняка объявил бы победу прагматизма над поэзией.

У каждого тренера должно быть видение того, как он хочет, чтобы играла его команда.  Но это всего лишь видение.  И внутри него должна быть готовность к адаптации.  Это касается и тех «прагматиков», вроде самого Моуринью, которые на деле оказываются не менее негибкими в меняющемся футболе.

Прогнозы и ставки на АПЛ

В конечном счете работа тренера — это вопрос выживания.  Наставники выбирают стиль, потому что верят: именно он дает им наибольшие шансы удержаться на плаву и добиться успеха в индустрии, где от кризиса тебя всегда отделяет всего несколько плохих результатов.

Готовность «умереть за идею», как пренебрежительно выразился Моуринью, можно, пожалуй, считать признаком силы.  Но внутри этой идеи должна быть готовность к гибкости.

Схема с тремя защитниками — слишком странный холм, на котором стоит умирать.