The Athletic объясняет, почему чемпионский ритм «Ливерпуля» рассыпался уже к ноябрю — и как психологический эффект потерянного импульса превращает топовые команды в уязвимые.
Место действия — одна из школ на западе Лондона, небо затянуто, и, будто в первый день нового учебного года, в воздухе висит неприятное напряжение.
Это была официальная презентация сезона Премьер-лиги 2015/16. Эдди Хау привел делегацию «Борнмута», все словно дети на пороге большого приключения: впереди их первый сезон в элите. Представители «Суонси» тоже выглядели довольными. А вот чемпионы — «Челси» — нет.
Прошло всего три месяца после того, как Жозе Моуринью привел «синих» к титулу, но настроение у него было мрачным. Сидя перед небольшой группой журналистов, он выглядел человеком, который предпочел бы оказаться где угодно, только не здесь.
Невинные вопросы о перспективах защитить титул он встречал раздраженно или с явной осторожностью. «Жозе, вы довольны составом»? — «Я не хочу об этом думать».
На следующий день он подписал новый четырехлетний контракт. В официальном заявлении Моуринью сказал, что «очень рад знать, что останусь здесь надолго».
Через четыре месяца после старта сезона Моуринью уже не было в «Челси». Команда находилась на 16‑м месте, всего в одном очке от зоны вылета, имея лишь четыре победы в первых 16 матчах. Его судьбу предрешило мрачное поражение от «Лестера», после которого он обвинил игроков в том, что они «предали» работу, проделанную на тренировках.
Отношения с рядом чемпионов прошлого сезона окончательно развалились. Технический директор Майкл Эменало, объясняя увольнение самого успешного тренера в истории клуба, говорил о «явном разладе».
Это был сезон некрасивой ссоры Моуринью с клубным врачом Евой Карнейро; сезон скрытых, но постоянно тлеющих конфликтов между тренером и Эденом Азаром и другими лидерами; сезон его знаменитого интервью «Я предпочитаю не говорить», ставшего основой для тысяч мемов. А еще это был тот самый сезон, когда Моуринью заявил, что он и его команда — чемпионы лишь по статусу, но не по сути.
«Не думаю, что сейчас они могут чувствовать себя топ-игроками или суперзвездами, — говорил он в Лестере незадолго до увольнения. — Им нужно посмотреть на "Сандерленд" и "Уотфорд" и сказать: Мы на их уровне. Я не суперзвезда, не чемпион мира, не чемпион Премьер-лиги. В этот момент я на вашем уровне».
За последние пару месяцев, пока «Ливерпуль» проиграл пять из шести матчей Премьер-лиги и семь из девяти во всех турнирах, многие из нас задавались вопросом: когда мы в последний раз видели, чтобы чемпионская команда так стремительно разваливалась?
Ответ очевиден — ровно год назад. Тогда «Манчестер Сити», чемпионы четырех предыдущих сезонов, начали новый розыгрыш с побед, а затем, как и «Ливерпуль» сейчас, сорвались в крутое падение.
До Рождества команда потерпела шесть поражений в восьми матчах лиги и девять в двенадцати во всех турнирах. Во второй половине сезона «Сити» сумел собраться и завершил чемпионат на третьем месте с 71 очком — на 20 меньше, чем годом ранее.
До этого был сезон «Ливерпуля»-2020/21, когда кошмарная серия из шести поражений в семи матчах Премьер-лиги (и всего три победы в 14 играх) отбросила команду на третью строчку с 69 очками — на 30 меньше, чем в чемпионский год. Даже когда «Сити» занял второе место вслед за «Ливерпулем» в 2019/20, он потерял 17 очков относительно предыдущего сезона.
До прошлого года «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы выглядел командой, которой защита титула дается легко. На деле все было непросто — «Ливерпуль» вел борьбу до последнего тура в сезонах 2018/19 и 2021/22, «Арсенал» — в 2023/24. Но то, чего «Сити» добился за этот период — шесть титулов из семи между 2017/18 и 2023/24, — по-настоящему уникально.
Девять из последних пятнадцати чемпионских сезонов в Премьер-лиге, начиная с команды Карло Анчелотти в «Челси» в 2010/11, сопровождались падением как минимум на 10 очков по сравнению с предыдущим годом.
В шести случаях («Манчестер Юнайтед» в 2013/14 после ухода сэра Алекса Фергюсона, «Челси» в 2015/16, «Лестер» в 2016/17, «Челси» в 2017/18, «Ливерпуль» в 2020/21 и «Манчестер Сити» в прошлом сезоне) спад превышал 20 очков. В сезонах «Челси»-2015/16 и «Лестера»-2016/17 разница и вовсе составила ошеломляющие 37 очков.
Только падение «Лестера» можно было предугадать. Команда сенсационно выиграла титул, вопреки коэффициенту букмекеров 5000 к 1, едва избежав вылета годом ранее. Но и тогда масштаб их падения поражал.
Серия из пяти поражений подряд после Нового года отбросила клуб на 17-е место — всего в одном очке от зоны вылета. К всеобщему разочарованию, Клаудио Раньери, сотворивший чудо предыдущего сезона, был уволен.
Как писала Gazzetta dello Sport, «Лестер» напоминал жабу, которую Раньери на мгновение превратил в принца, но чары рассеялись — и все вернулось на круги своя.
Но все было не так просто, как обычный откат к среднему уровню. Под руководством исполняющего обязанности Крейга Шекспира «Лестер» выиграл пять следующих матчей АПЛ и сумел отыграть поражение в первом матче против «Севильи», выйдя в четвертьфинал Лиги чемпионов.
За два года клуб прошел путь от борьбы за выживание при Найджеле Пирсоне до чемпионства с Раньери, затем снова оказался в зоне риска при том же тренере и вновь вышел на победную серию с Шекспиром.
Редко в футболе можно найти более яркую иллюстрацию того, насколько важны импульс и позитивная энергия — ощущение, что команда непобедима… пока это чувство не исчезает.
Рой Кин, вспыльчивый капитан «Манчестер Юнайтед» времен величия команды сэра Алекса Фергюсона, нашел для этого свое выражение. «Плохие чемпионы», — так он называл «Ливерпуль» в период его провала в 2021 году. «Будто они выиграли лигу и поверили в собственный хайп, потеряли связь с реальностью».
Теперь, работая экспертом Sky Sports, Кин столь же беспощаден и к нынешнему кризису «Ливерпуля», утверждая, что прошлогодние чемпионы выглядят «очень слабой командой». И хотя причины падения у команды куда разнообразнее, Кин, как настоящий капитан, сводит все к вопросу менталитета — хотят ли игроки побед достаточно сильно.
Чаще всего такие разговоры упрощают до предела. Вспомните любую неудачную защиту титула — «Челси» при Анчелотти, Моуринью и Антонио Конте; «Манчестер Юнайтед» при Дэвиде Мойесе; «Лестер» при Раньери; «Манчестер Сити» при Роберто Манчини и в двух неудачных сезонах при Пепе Гвардиоле; «Ливерпуль» при Юргене Клоппе и, вполне возможно, теперь уже при Арне Слоте. В каждом случае звучали одни и те же обвинения: игроки стали самодовольными, пресытились успехом, потеряли концентрацию.
Но действительно ли все так просто? Спортивный психолог Дэн Абрахамс, работавший с несколькими клубами АПЛ и с успешным «Фейеноордом» Слота, считает, что потеря мотивации или интенсивности чаще является следствием, а не причиной проблем.
Когда люди говорят: «Они расслабились. Им больше не хочется побеждать», — в этом может быть доля правды. Но картина почти всегда куда сложнее. Команды проседают по множеству причин. Никогда не бывает одной. И уж точно это не просто вопрос мотивации. Раздевалка футбольной команды — невероятно сложная среда. Психология всегда переплетается с другими аспектами: тактическими, техническими, физическими. Это может быть усталость, травмы, новички, которые не вписываются, или соперники, которые начинают понимать вашу игру. Все это может запустить цепную реакцию, приводящую к серии поражений.Дэн Абрахамсспортивный психолог
Дэн Абрахамс также добавил...
В психологии есть понятие «эмоционального заражения». Команда проигрывает пару матчей — и тут же усиливается внешний шум, который негативно влияет на коллектив. Атмосфера меняется, среда меняется, культура побед — тоже. Возникает напряжение между тренером и игроками, конфликты внутри команды, недовольство звезд. Все это влияет на то, как они работают каждый день, а это, в свою очередь, отражается на игре.Дэн Абрахамсспортивный психолог
И именно здесь футбол сводится к управлению. Можно критиковать тренера за состав или неудачные замены, но все это — мелочи, если на более глубоком уровне сама среда вокруг команды изменилась в худшую сторону.
При всем внимании к поиску идеальной тактической формулы — будь то Слот сейчас, Гвардиола в прошлом сезоне или Конте, Моуринью и другие — главная «химия» заключается в атмосфере, о которой говорит Абрахамс.
Когда все движутся в одном направлении, почти не бывает «неправильного» состава. Когда же в коллективе поселяется негатив, когда так много игроков далеки от своего уровня, «правильный» состав просто перестает существовать.
Культуру побед легко распознать, но чрезвычайно трудно построить. А потеряв ее, восстановить становится все сложнее. И тогда, в крайних случаях, как в «том самом» сезоне Моуринью, о котором Конте говорил с презрением, все превращается в снежный ком.
Не существует универсального объяснения, почему защита титула идет под откос. Да, у «Челси» провалы после чемпионств в 2015/16 и 2017/18 имели кое-что общее: тренер (сначала Моуринью, затем Конте), раздраженный, по его мнению, пассивностью клуба на трансферном рынке, что вызывало напряжение сначала с руководством, а затем и в раздевалке. Но на поле характер проблем был разным.
Падение «Манчестер Сити» в прошлом сезоне больше напоминало банальное выгорание — Гвардиола и команда выглядели опустошенными, словно идеи и энергия закончились после четырех титулов подряд.
Присутствовали и признаки самоуверенности: в 2024 году клуб так и не обновил стареющий состав — проблему, которую теперь пытаются устранить масштабной перестройкой в последних двух трансферных окнах.
И все же, когда Гвардиола мучительно искал ответы прошлой зимой или когда «Ливерпуль» Клоппа сбился с курса в разгар травм защитников в начале 2021-го, это никогда не выглядело так, как в сезонах Моуринью и Конте в «Челси». Не было ощущения, что тренер «потерял раздевалку» или, как случилось с Анчелотти в сезоне 2010/11, поддержку владельца.
Спад «Манчестер Сити» после победы в Премьер-лиге в 2012 году внутри клуба связывали прежде всего с тем, что отношения Роберто Манчини с игроками окончательно разладились. Но сам тренер предпочитал искать проблему в другом — в работе селекционного отдела.
Он недоумевал, как так получилось, что при целевых запросах на Даниэля Аггера, Хави Мартинеса, Даниеле Де Росси, Эдена Азара и Робина ван Перси, в итоге получил лишь Джека Родуэлла — до тех пор, пока в последние дни трансферного окна не началась лихорадочная «покупка с тележкой», которая привела к подписанию Майкона, Матии Настасича, Хави Гарсии и Скотта Синклера.
Здесь легко найти параллели с Моуринью и Конте в «Челси». Моуринью летом 2016 года хотел получить Джона Стоунза из «Эвертона», но в итоге получил Папи Джилободжи, который не сыграл за клуб ни одного матча в Премьер-лиге.
Конте в интервью Daily Telegraph в прошлом году признался, что «Челси» мог «стать доминирующей силой в Англии», если бы летом 2017-го клуб сумел подписать его двух главных целей — Вирджила ван Дейка и Ромелу Лукаку. Вместо этого они оказались в «Ливерпуле» (ван Дейк — в январе) и «Манчестер Юнайтед» соответственно. С тех пор, за восемь лет, «синие» ни разу не приблизились к титулу.
Отказ от укрепления состава с позиции силы после чемпионства — повторяющаяся тема в истории АПЛ. Но обвинить «Ливерпуль» в бездействии этим летом точно нельзя. Скорее наоборот: все чаще звучало мнение, что клуб сделал слишком много.
Около £450 млн было потрачено на Александера Исакa, Флориана Вирца, Юго Экитике, Милоша Керкеза, Джереми Фримпонга и других — летом, когда команда продала Келлехера, Александера-Арнольда, Куансу, Диаса, Нуньеса и ряд других игроков примерно за £260 млн, а также потеряла Диогу Жоту при трагических обстоятельствах.
На «Энфилде» уверены, что летняя перезагрузка оправдает себя в перспективе. Но прямо сейчас Слоту приходится искать баланс между сохранением прежних сильных сторон и интеграцией новичков.
Фримпонга подкосили травмы, Вирц все еще привыкает к физическому темпу АПЛ, а Исак пока не набрал нужные кондиции — он фактически пожертвовал предсезонкой в «Ньюкасле», чтобы ускорить рекордный для Британии трансфер за £130 млн.
И поверх всего этого — неизмеримый удар от гибели Жоты в автокатастрофе в Испании, где погиб и его брат, Андре Силва. Вице-капитан «Ливерпуля» Эндрю Робертсон на этой неделе признался, что был «разбит», вспоминая Жоту в дни подготовки к решающему матчу Шотландии за выход на ЧМ против Дании — редкое свидетельство той скорби, которая давит на команду с 3 июля.
«Они — живые люди», — говорит Абрахамс. «Это крайний пример того, как различные факторы могут влиять на среду внутри команды и на эмоциональное состояние игроков. Никогда не бывает одного единственного фактора. Но психологическое и эмоциональное воздействие на каждого человека день за днем, а затем — на коллектив в целом, создает еще одно огромное испытание».
Задача игроков «Ливерпуля» изменилась с начала сезона. То, что начиналось как защита титула, теперь превратилось в попытку хотя бы приблизиться к лидерам. Команда опустилась на одиннадцатое место и уже на восемь очков отстает от лидирующего «Арсенала».
За всю историю АПЛ лишь четыре чемпиона («Лидс» в сезоне-1992/93, «Блэкберн» в 1995/96, «Челси» в 2015/16 и «Лестер» в 2016/17) набирали еще меньше очков после 11 туров.
Что бросается в глаза: за последние 15 лет, когда попытки защитить титул рушились, команды зачастую теряли не только форму — они как будто совершенно сбивались с курса. С момента, когда «Манчестер Юнайтед» Фергюсона выиграл третий титул подряд в сезоне-2008/09, лишь «Манчестер Сити» Гвардиолы сумел сохранить чемпионство. Кроме того, только «Юнайтед» в 2009/10 и 2011/12 подбирался близко и доводил борьбу за титул до последнего тура.
Иногда складывается впечатление, что потеря инерции чемпионского сезона, обычно где-то через пару месяцев, оказывает настолько мощное психологическое влияние, что команда впадает в своего рода паралич. И выбираться из него очень трудно.
После того как у «Манчестер Сити» прошлой осенью посыпалась защита титула, стабильность вернулась лишь в концовке сезона — и то на фоне нервной борьбы за Лигу чемпионов.
«Побеждать на таком уровне — чертовски сложно», — говорит Абрахамс. — «То, что делал "Юнайтед" при Фергюсоне и что делает "Сити" при Пепе — невероятно тяжело».
И это именно исключения, а не правило. Рой Кин объяснил бы все ментальностью. «После чемпионства моя первая мысль была: Сможем ли мы повторить»? — говорил он в знаменитой речи о «плохих чемпионах» в 2021 году, намекая, что Юрген Клопп и его команда якобы насытились, наконец выиграв первый титул за 30 лет, и в итоге сбавили.
«Плохие чемпионы» — любопытный термин. Как будто доказать истинную силу можно только защитой титула. Но Кин в это действительно верит.
Это полностью соответствует тому, как он говорил в раздевалке «Юнайтед», обвиняя партнеров в самодовольстве, «звездной болезни» и чрезмерном фокусе на «часах Rolex, гаражах с машинами и чертовых особняках» — и это после поражения от «Баварии» в четвертьфинале ЛЧ в 2002 году, когда серия из трех подряд титулов АПЛ завершилась благодаря великолепному «Арсеналу».
Существует ли такой менталитет у нынешних игроков? Возможно, нет. Но даже в том «Юнайтед» конца 1990-х и начала 2000-х Кин вместе с Фергюсоном был скорее исключением.
И все же даже их чемпионства порой выглядели почти будничными. Команда могла проиграть пять-шесть матчей за сезон и все равно уверенно взять золото. В 1996/97 они защитили титул, набрав 75 очков — всего на четыре больше, чем «Сити» в прошлом сезоне, который многие назвали провальным.
В конечном счете, когда речь идет о решающих матчах, все может упираться в то, насколько сильно команда этого хочет. Но степень желания трудно измерить. Потеря мотивации чаще бывает следствием кризиса, а не его причиной. Самое сложное испытание для любой команды — это реакция на тот момент, когда корона начинает сползать, а отблеск прежней славы постепенно тускнеет.

