ESPN объясняет, почему очередная травма лидера «Барселоны» и сборной Испании Ламина Ямаля вызывает тревогу и разговоры о выгорании
Начался всего лишь второй международный перерыв в этом сезоне, а у Ламина Ямаля накопилась уже неделя отдыха. С одной стороны, это хорошая новость — 18-летнему футболисту он действительно необходим.
Но есть и плохая: нападающий «Барселоны» проведет это время, восстанавливаясь после травмы паха, полученной в среду в матче Лиги чемпионов против «Пари Сен-Жермен».
На первый взгляд, травма Ямаля может быть всего лишь неудачным совпадением и следствием высокой интенсивности футбола на топ-уровне. Но если вспомнить его сумасшедшую статистику — 130 матчей за первую команду и 8158 минут на поле еще до 18-летия, — становится ясно: тень выгорания и риск того, что футбол «загонит» своего ярчайшего юного таланта, вполне реальны.
Ни один другой звездный футболист к 18 годам не набирал и близко столько матчей и игрового времени. Именно поэтому нагрузка Ямаля попала в доклад международного профсоюза игроков FIFPRO о сезоне-2024/25 под названием «Переработанные и незащищенные: влияние на здоровье и эффективность футболистов», где его игровое время в клубе и сборной используется как показательный кейс.

«Современный футбол становится всё более интенсивным — это серьезный вызов даже для опытных профессионалов. Но для игроков в возрасте от 16 до 20 лет риски еще выше. Когда тело и психика всё ещё формируются, плотный календарь и интенсивные тренировки могут оставить долгосрочные последствия как для уровня игры, так и для продолжительности карьеры», — объясняет доктор Даррен Берджесс, председатель консультативного совета FIFPRO по вопросам высокой эффективности.
Так насколько же Ямаль активнее своих сверстников? Цифры поражают — и даже пугают.
Его 130 матчей за «Барселону» и сборную до 18-летия — почти в два раза больше, чем у ближайшего преследователя: защитник Пао Кубарси провел 69 игр, полузащитники Гави — 60, а Педри — всего 49.

И даже за пределами «Барсы» и сборной статистика Ямаля выглядит невероятной на фоне игроков его возраста.
В прошлом сезоне его феноменальная игра принесла ему награду Golden Boy-2024, которую итальянская Tuttosport вручает лучшему футболисту Европы до 21 года. К этому моменту Ямаль уже имел за плечами 8158 игровых минут.
Для сравнения: ни один из трех предыдущих лауреатов и близко не подошел к этим цифрам. Джуд Беллингем (обладатель приза в 2023 году) к 18 годам сыграл 6216 минут, Гави (2022) — 4195, а Педри (2021) — всего 3811.

Причем нагрузка Беллингема тоже не раз становилась предметом тревоги: англичанин дебютировал в «Бирмингеме» в 16 лет и с тех пор стабильно играл на взрослом уровне. Но даже он достиг отметки в 100 матчей лишь в 18 лет и 10 месяцев.
А теперь внимание: Ямаль стал самым молодым футболистом в истории, преодолевшим рубеж в 100 игр, сделав это в возрасте 17 лет и 7 месяцев — на четыре месяца раньше прежнего рекордсмена Ромелу Лукаку.
С момента своего дебюта за «Барселону» в апреле 2023 года — тогда Ламину было всего 15 лет, 9 месяцев и 16 дней — Ямаль почти не знал серьезных проблем со здоровьем. За это время он пропустил всего 18 матчей за клуб и сборную (включая воскресное противостояние с «Севильей» в Ла Лиге). Однако, по данным Transfermarkt, даже эти эпизоды уже суммарно обернулись для него 133 днями вне игры.
И если опасения «Барселоны» подтвердятся, нынешняя травма может выбить его из состава на месяц. В таком случае Ямаль пропустит ближайшие матчи сборной Испании в отборе к ЧМ против Грузии и Болгарии, а также рискует не сыграть в Эль-Класико против «Реала» 26 октября.

«Мы не знаем, когда Ламин вернется. С такой травмой сложно прогнозировать: это не мышечное повреждение, поэтому непонятно, вернется ли он через две, три или четыре недели. Не знаю, будет ли он готов к Эль-Класико. Нужно грамотно дозировать его игровое время. Всё будет шаг за шагом»— признался в пятницу главный тренер «Барселоны» Ханс-Дитер Флик.
Но напряжение между клубом и сборной уже очевидно. Флик, который возглавлял Германию после ухода из «Баварии» и до назначения в «Барселону» в 2024 году, резко раскритиковал подход тренеров сборной Испании к Ямалю во время сентябрьских матчей квалификации.
«Это просто возмутительно. Он поехал в сборную с болью, играл под обезболивающими. Сыграл 79 минут, потом 73. Так нельзя заботиться о футболистах. У Испании хватает игроков на каждую позицию. Стоило бы беречь молодых. Мне грустно от этой ситуации, но выглядит так, будто их просто дожимают», — добавил Флик.
В ответ наставник Испании Луис де ла Фуэнте выразил недоумение: «Я был удивлен, ведь Флик сам работал с национальной командой. Думал, он проявит больше понимания».

Конфликт «клуб против сборной» — не новость для мирового футбола. Подобное проходили и Уэйн Руни, и Майкл Оуэн — оба ворвались на международную арену в 18 лет и моментально стали игроками основы как в клубе, так и в сборной. Позже оба признавались: они слишком рано возвращались на поле после тяжелых травм, и это стоило им здоровья. В результате к 30 годам и Руни, и Оуэн уже были далеки от своих лучших кондиций и потеряли место в сборной.
«Физически, когда подростков нагружают как полностью зрелых футболистов, риск травм от перегрузки резко возрастает. В эти годы уязвимы зоны роста, сухожилия и связки. Избыточные спринты или слишком короткое время на восстановление могут привести к долговременным структурным повреждениям.
То, что начинается как "мелочь" — рецидивирующая травма задней поверхности бедра или стрессовый перелом, — быстро превращается в хроническую проблему, сопровождающую футболиста всю карьеру. Но, возможно, самая высокая цена — это утраченный потенциал.
Игрок, слишком рано брошенный в гущу событий без защиты и постепенной адаптации, рискует завершить карьеру, едва успев её по-настоящему начать», — объясняет доктор Даррен Берджесс, бывший директор по физподготовке в «Арсенале» и «Ливерпуле».
Именно поэтому «Барселона» и сборная Испании несут огромную ответственность за Ямаля и других юных футболистов, которым доверяют культовые футболки. В 18 лет у Ямаля — весь мир под ногами, он может стать естественным наследником Месси и Роналду. Но всё это рухнет, если он «сгорит» еще до 30.
«Если футбол действительно серьезен в вопросе воспитания нового поколения, он должен ставить развитие выше эксплуатации. Только так сегодняшние таланты смогут превратиться в завтрашних звезд, которые надолго задержатся на вершине», — подчёркивает Бёрджесс.