Сборная России после разгромного поражения бразильцам (0:3) уступила в Санкт-Петербурге французам с счетом 1:3. Дубль оформил форвард ПСЖ Килиан Мбаппе, гол и пас записал на свой счет хавбек «МЮ» Поль Погба. За россиян сумел отличиться во втором тайме Федор Смолов.

Ошибка за ошибкой

«Станислав Черчесов сделал несколько замен по сравнению с первым матчем.  В воротах, например, вышел Лунев, а в центре обороны Нойштедтер.  И они вдвоем допустили ошибки, когда забивал Мбаппе – один недоглядел за нападающим, другой оставил просвет в ближнем углу.  Но гола бы не было, если бы Гранат чуть ранее перехватил изумительную передачу Погба.  Полузащитника "МЮ" часто критикуют в последний год, но мастерство никуда не пропадает.

На предматчевой пресс-конференции Черчесов оперировал статистикой – мол, Россия сделала много рывков в игре с Бразилией, так что не все так плохо.  В матче с Францией наша команда тоже неплохо двигалась, особенно Смолов.  Нападающий постоянно искал свободные зоны и, что важно, находил их.

Во втором тайме чутье Смолова конвертировалось в гол.  Но до этого забила Франция: Погба удался восхитительный удар со штрафного.  При этом к назначению "стандарта" привел необязательный фол Ерохина, который обнял Погба со всех сторон.  И это в нескольких метрах от своей штрафной...», — сокрушается автор «Спорт-Экспресса» Гоша Чернов.

Слабое звено

«В стартовом составе сборной Франции удивление многих вызывало наличие Бенджамина Павара. 21-летний универсальный футболист с прошлого лета выступает за "Штуттгарт", а прошлой осенью дебютировал за национальную команду.  Изначально Павар – центральный защитник, но при необходимости может отыграть опорника и правого защитника – как против России.  Рассуждая о возможности поехать на ЧМ-2018, футболист сказал, что готов поехать даже запасным вратарем.  Но по первым минутам именно Павар стал самой уязвимой точкой в своей команде: практически все атаки России проходили именно через левый фланг атаки.  Туда сваливался за мячами Смолов, активно ходил вперед Жирков, много помогал Дзагоев.

Еще из приятного в первом тайме: сборная вновь неплохо прессинговала на чужой половине поля и перехватывала передачи соперника.  У Франции против такой игры возникали проблемы несколько дней назад против Колумбии.  И первый крутой момент хозяев возник как раз после перехвата и прострела слева.

Из плохого: как и против Бразилии, наша сборная с трудом выходила из обороны в атаку.  Работала только схема "вынос – борьба – подбор".  Но быстрому выходу вперед через пас не помогли даже перестановки Станислава Черчесова, в результате которых ближе к своим воротам стал играть Александр Головин.  Такой вариант треугольника в центре поля стал одной из причин единственного гола первого тайма.

Полю Погба никто не мешал пройти через центр поля, определить позицию Мбаппе и сделать пас.  Гранат пытался перехватить передачу, но не дотянулся в подкате и выбыл из эпизода.  Мбаппе для ударной позиции потребовалось обыграть только Нойштедтера, что он и сделал», — отмечает корреспондент «Чемпионата» Павел Пучков.

Лунев спасал, но не спас

«Франция с Бразилией – примерно один и тот же топ-уровень, так что можно утвердить рабочую версию: для игры впереди нам важны эти дни совместной работы.  Чем их больше без пауз, тем лучше – это скорее хороший знак.

Как и то, что Андрей Лунев может спасать.  Вратарь "Зенита" снова вышел в Петербурге за сборную, предыдущий раз в ноябре с испанцами закончился для него травмой головы и больницей.  Теперь он снова в топ-форме.

Сейв Лунева после удара Мбаппе в середине первого тайма, когда француз просто лучше Федора Кудряшова подумал головой о траектории, снова напомнил: есть в сборной России на одна позиция, за которую спокойно.  Особенно если считать, что лимит глупостей на крупных турнирах наш первый номер уже исчерпал предыдущим чемпионатом и Кубком конфедераций.

Однако есть моменты, которые все-таки возвращают нас к весьма унылым ожиданиям от обороны против лучших.  Погба может раздавать острые передачи часто, даже несмотря на глупые потери и подарки Федору Смолову, а Мбаппе – способен обыгрывать защитников один в один без конца.  В очередном примере Граната мы потеряли еще во время паса, когда он не дотянулся до мяча, а с Нойштедтером у Килиана вообще не возникло проблем», — пишет обозреватель «Советского Спорта» Андрей Васильев.

Фактор Смолова

«В атаке у России тоже есть проблема со стабильностью.  Лишь прошлой осенью при Черчесове впервые одновременно сыграли Смолов и Кокорин.  Когда все стало складываться в пользу этих форвардов (они даже сыграли вместе четыре матча за национальную команду), Кокорин выбыл из-за травмы.  Ни один из этих спортсменов при Черчесове не играл в сборной с Артемом Дзюбой — опять кто-то был травмирован.

Но сейчас перед сборной России стоит другая проблема — у Черчесова элементарно нет второго забивного форварда, каким в "Краснодаре" является Смолов: Кокорин травмирован, Дзюба лишь начинает обретать себя в "Арсенале".  В сложившейся ситуации нам остается молиться на здоровье Федора.

Под руководством Станислава Черчесова Федор Смолов сыграл за сборную России 13 матчей и забил в них 7 голов.  Приятный момент: три из этих мячей нападающий провел в ворота топовых сборных: сделал дубль в матче с Испанией и огорчил Францию.  Значит, от него можно ждать голов в матчах с любым соперником.  Желание уехать в Европу может помочь спортсмену в реализации моментов», — находит в игре сборной надежды и огорчения автор «Советского Спорта» Евгений Ломоносов.

Черышев вышел поздно

«Казалось, сборная может рассчитывать на удачный исход.  Примерно так же разворачивались события в матче с Испанией (3:3): спустя несколько минут после гола Смолова забил Алексей Миранчук.  Но в игру с Францией полузащитник "Локомотива" явно не вписался.  Он постоянно терялся и практически не получал мяч.  То ли дело его брат Антон.  Он здорово двигался и постоянно искал партнеров впереди.

Увы, на желании все атакующие потуги сборной и завершились.  На последних минутах Черчесов пошел ва-банк, выпустив Дениса Черышева вместо Федора Кудряшова и перейдя на игру в четыре защитника.  Даже болельщики поверили в возможность забить второй мяч в ворота Уго Льориса и начали скандировать имя Лунева, который раз за разом отбивал удары французов.

Однако прямо в этот момент Блез Матюйди нашел передачей в штрафной площади Мбаппе, который серией финтов вынудил Нойштедтера потерять равновесие и пустил мяч точным ударом прямо между ногами вратарю "Зенита".  Хотелось бы утверждать, что Лунев готов конкурировать с Игорем Акинфеевым, но после такого эпизода язык уже не повернется.

Да и это не первоочередный вопрос, который требуется решить Черчесову.  Сборная России потерпела второе поражение в 2018 году, оборона до сих пор и близко не сыграна, а уже к 14 мая нужно определиться с предварительной заявкой на чемпионат мира.  Пока ясности никакой», — пишет автор «Спорта День за Днем» Тимур Валеев.

У сборной России нет тактической гибкости

«Можно вспомнить, как бравировал своим ноу-хау Станислав Черчесов, приглашая в отборочном цикле, который сборная России проводила в товарищеских матчах, в состав целую россыпь самых разных персонажей.  Создавалась иллюзия большого выбора, широких возможностей и громадных перспектив.  На деле же получается, что у сборной России нет никаких запасных ходов и возможностей.

Виной тому и травмы, конечно, которые стали безусловной проблемой, но и сам подход к формированию команды.  У нее нет костяка, нет видения формы и содержания.  Черчесов пытается вставить выдернутых откуда-то исполнителей в свой паззл, никак не учитывая особенности игры соперников и не используя возможности своих игроков, которые оказываются на поле.

Дешам ведь сделал подарок, выставив на фланги обороны не просто вторых игроков сборной, а тех, кто вряд ли даже в третьем или четвертом ряду всерьез будет рассчитывать на игру в этих позициях.  Казалось бы, что вот возможность надавить.  Но подумал об этом не Черчесов, а Жирков и Смольников эпизодически, которые старались напрягать своих визави достойно, и только благодаря этому игра сборной России не выглядела полным стоянием.

А Черчесов создал кулак в центре, который благополучно губил талант и мастерство Миранчука, Дзагоева и Головина в противостоянии с тройкой французов: Погба, Канте и Рабьо.  Хотя те не отыграли и в 60 процентов своей силы», — критикует наставника сборной автор Soccer.Ru.

Светлые пятна

«Выстраивание атаки – тема непростая даже для клубов, а что уж говорить про сборную, где времени для совместной работы гораздо меньше.  Менее удачной, чем три дня назад, получилась игра у Алексея Миранчука, от которого креативная составляющая в облике нашей сборной зависит уже довольно прилично.  Александр Головин на месте опорного полузащитника показался фигурой более подходящей, чем Денис Глушаков бразильского образца, хотя и ему находить быстрые и точные ходы в развитии атаки удавалось не всегда.  В не самых сложных передачах ошибались и его партнёры, словно стремившиеся оправдать те скромные цифры, что указаны напротив их имён в графе трансферной стоимости.

Среди положительных итогов матча стоит упомянуть выход некоторых запасных.  В первую очередь это, пожалуй, Игорь Смольников, который за один тайм навёл шороху на правой бровке больше, чем Александр Самедов за предыдущие три.  Как и против бразильцев, оживил игру Антон Миранчук.  Наверное, где-то ближе к Саудовской Аравии Черчесову стоит попробовать в деле обоих братьев сразу, и не четверть часа, как в этом матче.  Старался Константин Рауш, хотя в качестве исполнения и он грешил не меньше партнёров», — ищет плюсы в игре сборной колумнист Sportbox.ru Андрей Колесников.

Черчесов увлекся ротацией

«Возникает ощущение, что мы-то, освобожденные от отборочных хлопот, в установленные сроки подготовительно-контрольных работ явно не укладываемся...  Точнее говоря – не укладывается Станислав Черчесов.  Я посмотрел на ротацию в матче с французами – и невольно подумал: еще бы годик нашему тренеру — на то, чтобы и дальше смаковать варианты…

Нет, ну правда.  Вот вышли Смольников (с начала второго тайма) и Черышев (на концовку).  И обнаружилось, что этот вариант на флангах дает ощутимую прибавку скорости.  А значит, и дополнительные возможности растягивать оборону соперника.  Причем, заметьте, без особого ущерба для обороны собственной — коль скоро до появления Смольникова правым латералем полтора матча служил малозащитный Самедов.

Теперь на собранном материале нам предстоит формировать заявку на ЧМ – а перспективный вариант толком не опробован.  И другой, совсем уж жизненно необходимый, — тоже.  Имею в виду, кончено, центр обороны.  Ну к чему Станиславу Саламовичу было проверять в связке с казанцами Нойштедтера, скажите на милость?!  Достаточно было посмотреть видеонарезки с финального турнира Евро, чтобы узнать степень его расторопности.  Но выходит на игру тем не менее Нойштедтер, дважды легко пускает мимо себя Мбаппе… А альтернативный Швец – ну кто-то же должен быть Кутепову и Нойштедтеру альтернативой, иначе совсем беда – сперва выходит в среднюю линию, и только потом опускается в тыл.  Притом что Швец уж по меньшей мере резче Нойштедтера, да и на стандартах у чужих ворот – это тоже нужно принимать в расчет – вполне убедителен.

Словом, будь воля Станислава Саламовича, он бы, наверное, с легким сердцем записал в заявку на ЧМ по три-четыре фамилии на большинство позиций.  Придется записать поменьше – но широкая ротация продолжится, ничуть не сомневаюсь, и непосредственно по ходу ЧМ.  Что называется — твори, выдумывай, пробуй… До бесконечности», — критикует подход тренера обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев.

Остается только атаковать

«Сдается мне, что » играть от соперника« нашей сборной уже не стоит.  А в группе — только в атаку.

Просто от противного: пару-тройку моментов мы себе » привозим сами«.  Опорника, способного выжечь все, не имеем.  Все Акинфеев не вытащит.  Разговоры про Денисова велись и ведутся.  Но его нужно было НАИГРЫВАТЬ.  А не надеяться, что вот он появился, спустился с вертолета в центральный круг — и больше никто центр наш не пройдет.

А впереди есть придумщики.  Головин с Миранчуком ( дай Бог им здоровья, как и всем остальным) Дзагоев, Глушаков — озаботить могут под настроение почти любую оборону.  Не говорю » порвать«.  Говорю » озаботить«.

Играть в атаку » с горя« — такое уже было.  В 2008-м.  И там, кстати, тоже перед чемпионатом сломался Погребняк.  Бывший главным форвардом.  И ( условное) использование Дзагоева ( или Головина) в глубине — сродни появлению там Семака в 2008-м.  За 2,5 прикидки до чемпионата.  Сергей Богданыч тоже никаким явным опорником не был.

Кто-то уже надо мной смеется.  Сравнил, мол!  Так я не силу сравниваю.  А говорю о том, что перекос в сторону атакующей игры и тогда, десять лет назад, весь цикл не особенно рисовался.  А поехали именно с ним», — пишет в своем телеграм-канале футбольный комментатор Юрий Розанов.