Вот мы с вами и прожили последний день соревнований по фигурному катанию.  Сегодня, под покровом ночи, судейская коллегия вынесла девушкам четыре приговора: чемпионка Олимпийских Игр 2010 года, вице-чемпионка тех же Игр, бронзовый призёр Ванкувера и «в деле о попытке законного захвата олимпийских наград оправдать как не достигнувших цели двадцать одну фигуристку, с правом реабилитации на следующих Олимпийских Играх».

GettyImages

Приговоры окончательные и обжалованию не подлежат – если только Яна Рудковская не решит, что четверной прыжок её мужа даёт ему право на золотую медаль и в женском одиночном катании.  Жена Жени уже доказала, что брюки в браке носит она и в справедливой борьбе за награду мужу готова не только разменять Полтинника на копейки (фамилия Президента ИСУ в переводе с итальянского – «пятьдесят») но и, при необходимости, обломать Рогге всему Международному Олимпийскому Комитету.

В отличие от чемпионатов ИСУ, где до финиша допускают только первых двадцать фигуристок из списка, на Олимпиаде пройти свой путь до конца получили право двадцать четыре.  Но, за неимением времени и смысла, рассказать я решил только о некоторых.

После исполнения короткой программы табель о рангах начиналась с Ким Ю-На (Корея), Мао Асады (Япония) и Джоанни Рошетт (Канада).  На четвёртом месте оказалась та, кто, по идее, должна была обязательно войти в первую тройку, если даже её не возглавить.  Мики Андо, выполнившая в программе один из сложных каскадов – тройной лутц с тройным риттбергером – выглядела несчастной, как будто чувствовала себя не в своей тарелке.

Если верить одному американскому коллеге, поделившемуся со мной личной информацией, так оно и есть.  Выросшая в традициях своей страны, японская девушка чувствует себя в США, где вынуждена жить и тренироваться, абсолютно дискомфортно.  Её не устраивают ни американский образ жизни, ни американская манера общаться, питаться, передвигаться, одеваться и т.д.

Конечно, Николай Морозов дал ей многое и ввёл её в абсолютную элиту мирового женского одиночного катания, но, сняв коньки, Мики чувствует себя на чужой планете.  Четвёртое место в короткой программе для неё – почти трагедия, но удастся ли Морозову и присутствующему в Ванкувере руководству японской федерации восстановить её настроение для решающего выступления – пока вопрос.

Одна из истинных героинь «Бандитского Петербурга», очаровашка Алёна Леонова, гордо как тряпичная барыня на заварной чайник, уселась на восьмое место.  Самая сочная гроздь грузинского винограда, Элене Гедеванишвили – на девятое, а лучшая продукция русско-американского совместного предприятия, семнадцатилетняя Ксения Макарова – на двенадцатое.  Им есть куда подняться или, не дай Бог, скатиться.

Как я уже писал, Ксения – фигуристка с большим будущим.  Но, если вскопать землю вокруг спорта высоких достижений, в ней можно найти залежи зарытых талантов.  Пока что девушке не хватает элегантности катания и эмоций.  Её вращения слабоваты, а дорожки шагов простоваты.  Рост Ксюши прекрасен для модели, но уже доходит до верхней планки для фигуристок.

Сами Олег и Лариса, как бывшие парники, не в состоянии довести её до «чемпионской» кондиции.  Вряд ли сумеет сотворить из неё чемпионку и Галина Змиевская.  Баюл и Петренко она готовила вместе с Валентином Николаевым (учеником Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова), который как раз и отвечал за техническую сторону подготовки.  Так что ближайшая проблема семьи Макаровых – поиски достойного наставника для дочери.  И какой-нибудь персональной Донны Каран, так как костюмчикам Ксюши пора стать моднее.  Если уж Макарова в семнадцать лет представляет взрослое фигурное катание России, то и требования к ней будут как к взрослой.

Недостатки Алёны Леоновой скорее оптического характера.  Впервые за все годы, что я видел её на льду, она вышла в более или менее прилично сшитом костюме, и это было в Ванкувере.  Обычно у неё в одежде – полный перебор.  Да и с причёской красивой девушке самое время определиться: либо современная короткая стрижка, либо, наоборот дать волосам отрасти.  С длинными волосами Алёна будет смотреться ещё моложе, да и для её фигуры они плюс, а не минус.

Хороший дизайнер одежды, хороший фигаро типа Зверева – и оценки Алёны за компоненты вырастут у неё на глазах.  И, конечно, на табло.  А та лохматка типа «я одна у мамы дурочка», которую девушки носили во времена моей молодости (полвека назад), а Алёнка сегодня, способна вызвать у мужчин лишь одно чувство – ностальгии.  По себе знаю.

Из будущих конкуренток есть смысл обратить пристальное внимание на шестнадцатилетнюю американскую фигуристку японского происхождения, Мираи Нагасу.  У девушки очень хорошие шаги, вращения, спирали.  Разве что прыжки пока мелковаты.  Но до Сочи у неё времени достаточно, Фрэнк Кэррол (или другой тренер, моложе) научит девушку прыгать через Фудзияму как через фудзиямку.  Недаром она в финале стала четвёртой.

О Ким Ю-На даже рассказывать не стоит – это явная промашка Бога.  Подготовив двойной комплект таланта фигуристки, который у него выпрашивали известные российские тренеры, он слепил из него один заряд, но сослепу промахнулся и кинул его в Южную Корею.  Теперь нашим опять невесть сколько лет стоять в очереди к уху Всевышнего.  А у того слух и зрение с возрастом лучше не становятся.

Акико Сузуки вчера наделала ошибок в тройном флипе и каскаде, но она фигуристка яркая и мощная.  Со временем может устроить любой Пёрл-Харбор.  Одна надежда: Акико уже 25, и активного времени остаётся не так уж и много.  Каролинка Кёстнер, «Каро» - талантливейшая фигуристка и блестящая спортсменка, но характер республиканки: без царя в голове.  Сбежала из Германии в США, к Фрэнку Кэрролу и Кристе Фасси.  Криста, конечно, опытный тренер, но после смерти мужа, гениального Карло Фасси, числится в середняках.  Выросшая в семье горнолыжников, Каролина почему-то начала спуск со склона, не дойдя до вершины.  Когда-то великий Фрэнк по возрасту уже модель, снятая с производства.

Девятнадцатилетняя Мао Асада – спортсменка, прошедшая серьёзную российскую школу.  Сначала с ней работал Рафаэл Арутюнян, теперь, по указаниям Татьяны Тарасовой, Жанетта Чубенко-Фолле.  А российская школа, в сочетании с японским умением выслушать и исполнить, способна поднять фигуристов на самые высшие ступени пьедесталов почёта.  Мао уже почти на самом верху и сегодня должна была устроить кореянке Асаду.  Но не смогла.

Я уже неоднократно высказывался, что описывать пером то, что происходит на льду, не имея возможности показать это на экране телевизора, глупо и бесполезно.  Поэтому, с позволения и понимания читателей, буду называть наиболее интересные прыжки и иные элементы и оценки, которые арбитры дали за них той или иной фигуристке.

Начнём с Алёны Леоновой, давшей старт второй, лучшей половине участниц «финального заезда».  Сегодня она выступала в роли «кавалер-девицы» и показала очень насыщенную программу, в которую входили 3Т+3Т, 3Л. 2А, 3Р, 3С+2Т+2Т, 3Ф, а также спирали, вращения, дорожки….  Часть прыжков Алёнка немного смазала, какие-то докручивала, но, в общем, сделала всё задуманное и была очень довольна своим катанием – я бы даже позволил предположить, счастлива.  Это был её личный рекорд.

Совсем неплохо прокаталась Акико Сузуки и, как я предполагал, совсем нехорошо – Каролина Костнер.  Но это тот случай, когда сам – кузнец своего несчастья.  Довольно чисто и мило катался после неё нежный финский Лепистёк, Лаура.  И всех обогнала.

А за ней на лёд вышла Ксения Макарова.  В отличие от Алёны, она была в образе принцессы – правда, её платье тянуло скорее на фрейлину.  Уверенно, сосредоточенно и в то же время легко Ксения показала 3Т+3Т, 3Ф, 2А, 3Р, 3С+2Т+2Р – и оказалась чуть ниже Алёны.

А Элене Гедеванишвили повезло меньше.  Видимо, девушка всё-таки перенервничала и сорвала довольно много элементов.  Конечно, ей было тяжело многократно поднимать ввысь ту красоту, которая со временем сделает ее великолепной матерью.  Печально, так как Олимпийские Игры в Турине шестнадцатилетняя Элико закончила десятой, а двадцатилетней Элене в Ванкувере пришлось довольствоваться четырнадцатым местом.  Надеюсь, на чемпионате мира в Турине она возьмёт реванш за неудачу.

В последней шестёрке борьба шла за медали.  Правда, это не касалось выступавшей первой Рэчел Флэтт – очаровательной американской Мисс Пигги, которая в короткой программе заняла пятое место.  Семнадцатилетняя фигуристка откаталась очень достойно и заняла место сразу же за Лаурой Леписто.

Ким Ю-На после короткой программы заявила, что чувствует себя наполовину Олимпийской чемпионкой.  Но уже с первых шагов произвольной программы стало ясно, что чемпионка она стопроцентная.  Кореянка буквально порхала надо льдом чудесной бабочкой, не допустив ни одной помарки и ни одного шатания.  Честно говоря, я ещё никогда не видел такого прекрасного, почти неземного катания.

Мао Асаде, конечно, предстояло бороться только за второе место.  Что она и сделала со сложнейшими прыжками, но не очень чисто.  Как, впрочем, не очень чисто откаталась и завоевавшая бронзовую медаль канадка Джоанни Рошетт.  Обе медалистки – прекрасные фигуристки и можно только снять шляпу перед Джоанни Рошетт, потерявшей во время Олимпийских Игр мать и всё-таки сумевшей собраться для последнего старта.  Но Ким Ю-На – это Божий дар, присланный с другой планеты.

Итак, медалистки вам уже известны, а наши девушки выполнили свою задачу и вошли в первую десятку лучших фигуристок пяти континентов: Алёна Леонова на девятом месте, Ксения Макарова на десятом.

Подводя итоги всех соревнований по фигурному катанию, я не могу сказать, что они подвели меня.  О том, что запас фигуристов советской школы закончится, а российских готовят из ног вон плохо, можно прочесть на моём сайте во многих статьях за последние 8-10 лет.  Поэтому от Игр в Ванкувере я ждал ещё более слабых результатов, так что завоёванными результатами отнюдь не опечален.

Бедность – не порок, чем богаты, тем и рады.  В парном катании у России четвёртое место – что, конечно, не триумф, но и не позор.  Причём причина неудачи пары Кавагути/Смирнов не в неумении или неподготовленности, а в том, что в металлургии называется «усталостью металла» – хрупкая Юко просто не выдержала нагрузку огромной ответственности.

В мужском одиночном катании Евгений Плющенко, не посещавший тренировок три с лишним года, взошёл на вторую ступень пьедестала.  В танцах современный Алексей Мересьев сумел преодолеть дикую боль и всё-таки довести свою партнёршу до бронзовой медали.  А наши девушки, которые, по идее, должны были ещё только мечтать об участии в Олимпийских Играх 2014 года, весьма достойно выступили в 2010-м.

На какое фигурное катание Россия сможет рассчитывать в Сочи, я увижу через десять дней на юниорском чемпионате мира в Гааге.  Но при нынешнем спортивном руководстве страны главной его задачей останется пуск пыли в глаза, как в Ванкувере.

Олимпийский комитет России пригласил в Ванкувер за свой счёт огромное количество поющих и трещащих гламуров и гламурок, и они каждый вечер в «Русском доме» отпевали российских спортсменов.  А по утрам крестоносцы Патриарха благословляли атлетов напутствием, что «Главное – не победа, а причастие».  Судя по результатам, Благое Слово до сознания атлетов дошло.

Так приходит и так проходит мирская слава.  Все спортсмены расставлены по местам, все медали розданы.  Время утирать сладкие слёзы победы и горькие слёзы поражения подошло к концу.  Поезд фигурного катания встал на пять олимпийских колёс и покидает Ванкувер по рельсам ежедневных тренировок.  Осторожно, двери закрываются – для кого-то из спортсменов на четыре года, а для кого-то и навсегда.  До места назначения поезд летит вперёд без остановок.  Конечная станция – Сочи.