О футбольном клубе «Тосно», представляющем Ленинградскую область, впервые громко заговорили в отчечественной футбольной среде три года назад.

Стремительный взлет

Повод был весомым: клуб, выступающий в ПФЛ, в 1/8 финала Кубка России сенсационно выбил из турнира московский «Спартак», победив красно-белых в Москве, благодаря единственному голу забитому на 114-й минуте экс-зенитовцем Валентином Филатовым.

Поражение от клуба, выступающего в третьем по силе дивизионе, стоило должности главному тренеру красно-белых Валерию Карпину, а на тосненцев начали обращать пристальное внимание.

И посмотреть было на что.  Созданный в 2013 году клуб за сезон вышел из ПФЛ в Футбольную национальную лигу (ФНЛ), а еще через год играл с «Ростовом» в стыковых матчах за право выхода в Премьер-лигу, но уступил в обеих встречах.

В текущем сезоне, за 11 туров до окончания первенства ФНЛ, «Тосно» уверенно занимает второе место, дающее право на переход в РФПЛ, опережая ближайшего преследователя — «СКА-Хабаровск» на 11 очков.

Но у тосненской сказки есть и своя оборотная сторона, вызывающая много вопросов.  Появившийся из ниоткуда в 2013 году клуб имеет отношение к Тосно только на бумаге — стадиона в городе нет, как и болельщиков.

Команда успела поиграть в Тихвине, на запасном поле «Петровского» в Петербурге, собирая на играх менее тысячи зрителей.  С прошлого сезона «Тосно» перебрался в Великий Новгород, где местная администрация помогла провести реконструкцию стадиона «Электрон», изначально не подходившего под требования ФНЛ.

Теперь там есть приличный искусственный газон с подогревом и трибуны для 3 тысяч.  зрителей, которые не заполняются: средняя посещаемость игр «Тосно» — около 2 тысяч человек.

Новгородские чиновники обещают расширить вместимость «Электрона» до 10 тысяч человек, чтобы и выйдя в РФПЛ, «Тосно» мог продолжить выступать в Великом Новгороде, но работы пока не начаты, да и повышение клуба в классе пока под вопросом.  Но об этом чуть позже.

Дорогая игрушка

Вышедшее на днях расследование издания РБК дает возможность взглянуть на людей, стоящих за стремительным взлетом «Тосно».  В первую очередь, на Алексея Михеева, сына ректора Академии имени адмирала Макарова (ранее называвшейся Ленинградским высшим инженерным морским училищем имени адмирала Макарова) Валерия Михеева.

Благодаря умению отца находить общий язык с власть предержащим и, возможно, благодаря своим талантам, Алексея Михеева ждала успешная карьера на госслужбе — в декабре 2011 года он стал руководителем аппарата комитета Госдумы по физкультуре и спорту и был избран президентом Федерации футбола Ленинградской области.

Вскоре он получил работу и в администрации президента, в 36 лет заняв пост заместителя начальника управления по работе с обращениями граждан и главы мобильной приемной президента России.

В тот момент, когда Алексей Михеев возглавил областной футбол, и стартовал проект «Тосно».  В марте 2012 года он объявил о том, что в Ленинградской области появится профессиональный футбольный клуб, который к 2018 году выйдет в премьер-лигу.  При этом было обещано, что вливаний из госбюджета новый проект не потребует.

В качестве основы для «Тосно» была взята любительская команда «Руан», в которой Михеев с приятелями играл в чемпионатах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.  «Руан» представлял одноименную рекламную компанию, крупнейшего оператора наружной рекламы в Санкт-Петербурге.

Чтобы заявиться в ПФЛ, «Руан» был переименован — тут-то под руку и попалась любительская организация АНО «Футбольный клуб Тосно».

Но если госбюджет денег на новый клуб не давал, кто же оплачивал новую игрушку Алексея Михеева, который до сих пор выступает за «Тосно» в любительских турнирах: в зимнем чемпионате Санкт-Петербурга в этом сезоне он провел 11 матчей, забив пять мячей.

Всю тяжесть содержания команды в 2013 году взвалила на себя крупная строительная компания Fort group.  На данный момент 100% АНО принадлежит «Форт Групп Менеджмент» — структуре холдинга Fort Group.

Разумеется, Максим Левченко, глава Fort Group, пошел на этот шаг не из большой любви к спорту.  На горизонте маячил солидный контракт: девелопер договорился с администрацией Ленинградской области о выделении участка площадью 150 га в Кудрово — предместье Санкт-Петербурга возле кольцевой автодороги.

Там компания могла бы построить стадион на 18 тыс.  мест, а также жилой микрорайон с коммерческой недвижимостью.  Вся загвоздка была в том, что участок относился к землям лесфонда, а областные чиновники не пошли навстречу глава Fort Group, разрешив построить лишь стадион, но не жилье.

Разумеется, девелопер отказался от убыточного проекта — даже «Спартак» в существующих условиях никогда не отобьет деньги, потраченные на «Открытие Арену», а зарабатывать в ФНЛ еще менее реально, чем в РФПЛ.

Чемодан без ручки

В итоге Fort Group остался без выгодного контракта, зато с большой статьей расхода в бюджете под названием «Тосно».  И статья эта увеличивается каждый год, с каждым восхождением клуба на очередную ступеньку футбольной иерархии.

Бюджет клуба вырос с 75 млн руб.  в год в первом сезоне, проведенном в ПФЛ, до 500 млн руб.  в нынешнем, когда клуб освоился в ФНЛ.  Но впереди маячит выход в Премьер-лигу, что существенно поднимает ставки.

По итогам прошлого сезона самыми бедными клубами РФПЛ были пермский «Амкар» и саранская «Мордовия» с одинаковым бюджетом 884 млн рублей.  Саранцы в итоге вылетели в ФНЛ, а пермяки чудом удержались, но и в этом сезоне страдают от безденежья

Бюджеты середняков Премьер–лиги начинаются от 1,5 млрд рублей, а значит, «Тосно», если он собирается закрепиться в элите, нужно увеличивать финансирование как минимум до миллиарда рублей.

Максим Левченко

Совладелец ФК «Тосно»Если во второй лиге финансовые аппетиты «Тосно» вполне вписывались в разблюдовку Fort Group, то уже в ФНЛ мы почувствовали, что становится тяжко. Сколько может стоить содержание команды в премьер-лиге? Мы прикидывали: на глазок — не менее миллиарда рублей. Ситуация очевидна: при существующей кредитной нагрузке на Fort Group и наших планах развития тянуть в одиночку лямку ежемесячных, по факту ─ благотворительных, отчислений на футбол не просто накладно, но даже рискованно. Ведь поддержка команды должна быть не обузой, а удовольствием для ее владельцев и спонсоров. Не скрою, от перманентного одиночества периодически возникает желание… нет, не сунуть голову в петлю, а слить «Тосно» в унитаз. Сделать это, поверьте, очень легко, гораздо проще, чем выйти из убыточного бизнеса. Достаточно перестать перечислять спонсорские на счета команды.

Крик души Максима Левченко в фейсбуке стал откровением для руководства клуба, начинавшего с Алексеем Михеевым еще в «Руане».

«Сам только что об этом услышал.  Ничего не могу сказать», — все, что смог ответить на это гендиректор «Тосно» Вячеслав Матюшенко.

Впрочем, беспокоиться представителям руководства «Тосно» вряд ли нужно.  В существующих в России условиях не пойти навстречу людям из администрации президента не рискнет ни один находящийся в здравом уме представитель бизнеса.

А значит Максим Левченко и дальше будет искать новых спонсоров для клуба, раздумывать о его переезде в Великий Новгород или о переименовании в «ФК Александр Невский», в надежде оседлать патриотическую волну (и бюджеты на нее выделенные).

«Тосно» продолжит оставаться для Fort Group чемоданом без ручки, который нести неудобно, а выкинуть не что чтобы жалко, а просто нельзя.

Темное прошлое, туманное будущее

Можно ли назвать случай «Тосно» уникальным, особенно если клуб таки выйдет в Премьер-лигу?  Вряд ли, все это мы уже видели.

Клуб без болельщиков?  Взгляните на «Томь», у которой больше народу собирается на очередной митинг с просьбой Путину спасти клуб, чем на матчи самого клуба.

Клуб-игрушка состоятельного олигарха/чиновника?  Мы наблюдали на примере «Анжи», как ярко такие проекты расцветают, и как все в одночасье идет прахом, когда игрушка перестает развлекать и ее лишают финансирования.

Клуб без осмысленной стратегии развития, целей и задач?  А «Тосно», несмотря на свои стремительные шаги из дивизиона в дивизион остается именно таким клубом.

За четыре сезона в клубе сменилось семь тренеров, а Кирилл Гашичев трижды побывал исполняющим обязанности.  У клуба нет стадиона для выступления в РФПЛ и неизвестно, появится ли он к началу сезоне. у «Тосно» нет спонсоров и даже нет уверенности, что в новый сезон клуб вступит с тем же именем.

Какие задачи будет ставить перед собой клуб, если все же заявится в РФПЛ — не вылететь?  Что ж, в таком случае он присоединится к целому ряду середняков болтающихся в нижней половине таблицы и имеющих единственную задача — сохранить гордое звание клуба РФПЛ.

Наконец, мы уже видели стремительные взлеты команды из ниоткуда прямиком в РФПЛ — достаточно посмотреть на «Краснодар».  Впрочем, сам Левченко смотрит на вещи реалистично и понимает, что в случает «Тосно» напрашивается сравнение скорее с сочинской «Жемчужиной».

В конце 2010-го сочинский бизнес-проект был задуман Дмитрием Якушевым и просуществовал всего полгода.  В межсезонье команду первого дивизиона возглавил нынешний наставник сборной России Станислав Черчесов, чтобы вывести ее в РФПЛ.

Были подписаны такие известные игроки, как Денис Бояринцев, Сергей Ковальчук, Марек Чех, Милан Вьештица, Игорь Смольников и другие.  Клуб отметился рекламной кампанией на федеральных телеканалах и размещением легендарных билбордов про Дэвида Бекхэма, которого не взяли в «Жемчужину».

Однако инвесторы разочаровались в «Жемчужине», и летом 2011 года команда снялась с соревнований и прекратила существование.  Не исключено, что подобный конец рано или поздно настигнет и «Тосно».

Но у «Тосно» есть существенный плюс в сравнении с подавляющим большинством клубов РФПЛ.  Этот клуб не является дотационным и не тянет деньги из регионального бюджета, как «Ростов», «Крылья Советов» или «Амкар».

Это то, чем и является футбольной клуб в цивилизованном мире — частный бизнес-проект.  И это можно было бы только приветствовать, но в случае «Тосно» не слишком ясно, насколько этот проект добровольный.