Коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин рассказал о доходах клуба.

Халк
Халк ФК «Зенит»

«Основной источник дохода — коммерческие спонсоры.  За прошлый год они принесли "Зениту" $21 млн.  Второе направление — это мерчендайзинг.  У нашего клуба 13 магазинов в Санкт-Петербурге и интернет-магазин, который принимает заказы из любой точки мира.  За 2012 год мы заработали $17 млн.  Это выручка, а чистая прибыль от этих доходов составляет порядка 10%.  Доходы от стадиона — около $20 млн.  Они включают доход от реализации билетов, абонементов, а также от продажи в день игры — еда, напитки, сувениры.  Прибыль от телевизионных прав в прошлом году составила $5 млн, и приблизительно $19 млн "Зенит" получил за участие в еврокубках», — поведал «Известиям» комдир.

«В России телевизионный рынок, в настоящий момент он только формируется.  Наши доходы от телеправ сопоставимы с заработком среднего клуба немецкой Бундеслиги.  В Англии таких проблем нет», — посетовал функционер.

«Объединенный турнир, несомненно, позволит значительно увеличить эти доходы.  Отмечу, что и сейчас мы не стоим на месте и стремимся к росту показателей по телеправам.  В 2012 году была запущена новая модель дистрибуции телевизионных прав.  У РФПЛ появился свой канал — "Наш футбол", который приносит доход клубам без всяких посредников.  Количество подписчиков, которые ежемесячно платят по 149 рублей, постоянно увеличивается.  Всего за год эта цифра выросла с 50 тыс.  до 500 тыс. человек.  Если в следующем году база подписчиков увеличится до 1 млн, то это существенно скажется на доходах клубов.  Если взять проект Объединенного турнира, то у соревнования будут больший охват по территории и, соответственно, большая аудитория подписчиков.  Интерес спонсоров также значительно увеличится.  Потенциально на этом можно зарабатывать большие деньги», — убежден Манкин.

«К нам приходят новые коммерческие спонсоры, а те компании, с которыми мы уже работаем, продлевают договоры на лучших условиях.  Также значительную часть новых доходов приносит реализация коммерческих прав футбольного клуба "Зенит".  Есть компании-лицензиаты, которые производят различные товары с символикой "Зенита".  Это канцтовары, товары для дома, посуда, одежда, спортивные товары...  Мы получили большое количество таких заказов», — признался коммерческий директор клуба.

«Не секрет, что проблемным для "Зенита" критерием является критерий безубыточности.  И мы всерьез обеспокоены этой ситуацией, поскольку коммерческая успешность российской футбольной лиги на порядок хуже, чем у стран — лидеров европейского футбола благодаря влиянию целого ряда внешних неконтролируемых факторов.  Это и низкие доходы населения, и состояние спортивной инфраструктуры, и масштабы пиратства, и различного рода законодательные ограничения.  Тем не менее ведущие российские клубы совместно с РФПЛ ведут постоянные консультации с УЕФА по данному вопросу и стремятся разработать стратегию, которая позволит обеспечить соответствие всем критериям финансового фэйр-плей», — добавил Манкин.

«Когда были приобретены Халк и Витсель, мы впервые составляли отдельные бизнес-планы на этих игроков.  Они касаются мерчендайзинга, билетов, абонементов, спонсорских возможностей.  Эти бизнес-планы рассчитаны на 5–6 лет и затрагивают как спортивный, так и коммерческий профили.  Могу сказать, что мы следуем тем параметрам, которые заложили.  Однако еще рано говорить о том, что нам уже удалось отбить все траты на этих игроков», — признался функционер.