The Athletic разбирается, как расширенный календарь, перегрузка и отсутствие отдыха превращают футбольные победы в испытание для человеческого организма — и почему клубам придется менять подход к подготовке игроков.

Прошло чуть больше трех месяцев с момента, когда «Челси» разгромил «Пари Сен-Жермен» (3:0) в финале Клубного чемпионата мира.  Сейчас лондонский клуб не может рассчитывать на нескольких ключевых игроков, которые помогли ему завоевать этот трофей.

Коул Палмер выбыл до ноября из-за проблем с пахом. Леви Колуилл, начавший пять из семи летних матчей команды в США, получил разрыв передней крестообразной связки колена уже на первой тренировке предсезонного сбора.  Новый нападающий Лиам Делап, сыгравший шесть матчей на Клубном чемпионате мира, повредил подколенное сухожилие в августе и, по прогнозам, вернется не раньше середины ноября.

Дариу Эссугу, Андрей Сантос и Тосин Адарабиойо также находятся в лазарете, а Рис Джеймс покинул расположение сборной Англии. Жуан Педро и Мойсес Кайседо продолжают играть, несмотря на мелкие повреждения.

Коул Палмер
Коул Палмер globallookpress.com

И «Челси» в этом не одинок.  Финалист турнира «Пари Сен-Жермен» также страдает от травм: команде пока не могут помочь Маркиньос, Усман Дембеле, Хвича Кварацхелия и Дезире Дуэ.

Перед матчем с «Ливерпулем» (2:1) главный тренер «Челси» Энцо Мареска признался журналистам, что не сможет рассчитывать на «семь-восемь игроков» — и допустил, что это может быть следствием летнего успеха.

«Если у "ПСЖ" и "Челси" так много травм, возможно, это последствия Клубного чемпионата мира.  Но нельзя утверждать со 100-процентной уверенностью, что именно это главная причина», — заявил главный тренер «синих» Энцо Мареска.

Причины нынешнего кризиса травм в «Челси» не столь очевидны.

Это сложный, многослойный процесс. Если бы можно было точно указать на одну причину, клубы давно бы ее устранили. Скорее, речь идет о сочетании факторов, которое и создаёт эффект идеального шторма.Бен ДиннериАналитик по травмам и основатель портала Premier Injuries

По данным Premier Injuries, и «Манчестер Сити» (сыграл четыре матча на Клубном чемпионате мира,), и «Челси» действительно получили немного больше травм в первых шести турах Премьер-лиги, чем в последние годы.  Однако существенного скачка не наблюдается.

Усман Дембеле
Усман Дембеле globallookpress.com

В статистику включены лишь те случаи, когда игрок пропускал хотя бы один матч чемпионата, начиная с первого тура, то есть не учитываются повреждения, полученные еще до старта сезона, как в случае с травмой Колуилла.

Если же рассматривать только мышечные повреждения, картина меняется.  В первых шести турах нынешнего сезона «Челси» уже получил шесть таких травм — столько же, сколько за аналогичный период трех предыдущих сезонов вместе взятых.  В основном это растяжения или надрывы мышц.

Такой рост заслуживает внимания, однако, как отмечает Диннери, он может быть исключением из правил: «Это был первый Клубный чемпионат мира в таком формате и в это время года (летом), поэтому у нас попросту нет исторических данных, чтобы делать серьезные выводы».

Выборка, доступная для анализа, пока слишком мала, чтобы говорить о чем-то с уверенностью.  После единственного турнира в новом, расширенном формате, проходившем летом в северном полушарии, было бы преждевременно делать категоричные выводы о связи между соревнованием и ростом травм.

Леви Колуилл
Леви Колуилл globallookpress.com

Тем не менее, случаи с «Челси» и «ПСЖ» вполне справедливо вызывают дискуссию о том, какие уроки клубы должны извлечь на будущее.

ФИФА — организатор Клубного чемпионата мира и главный регулятор мирового футбола — не проявляет желания сокращать насыщенность календаря.  Напротив, по сообщениям СМИ, организация рассматривает возможность увеличить число участников сверх нынешних 32 команд или проводить турнир чаще, чем раз в четыре года, как предполагалось изначально.

Вопрос лишь в том, как клубы смогут адаптироваться к новым условиям.

«Мы впервые столкнулись с ситуацией, когда ведущие игроки команд испытывают постояннейшую нагрузку.

Это беспрецедентное время, когда нужно понять, как управлять состоянием отдельных футболистов и целых составов — не просто в течение сезона, а в долгосрочной перспективе», — говорит Робин Торп, бывший директор по физподготовке группы Red Bull, проработавший десять лет в системе «Манчестер Юнайтед».  Сейчас он консультирует клубы Премьер-лиги, европейских чемпионатов и американских лиг.

По словам Торпа, один из ключевых элементов — пересмотр подхода к управлению составом.

Когда команда играет сразу в трёх-четырех турнирах за сезон — внутренних и международных — плюс Клубный чемпионат мира, ей необходим очень широкий состав, чтобы выдержать такие требования. С годами нагрузка и длительность сезона значительно возросли. Нужно менять само мышление относительно ротации состава и распределения игрового времени.Робин ТорпБывший директор по физподготовке группы Red Bull

Однако ротация и контроль минут на поле, по словам Торпа, должны основываться не только на объеме нагрузки, но и на качественном мониторинге реакции игроков на эту нагрузку.

Лиам Делап
Лиам Делап globallookpress.com

Он отмечает, что простое отслеживание показателей вроде количества спринтов или минут на поле уже не дает полной картины, ведь каждый игрок по-разному реагирует на те же самые объемы работы.

Вместо этого внимание нужно уделять физиологическим реакциям — таким, как степень мышечных микроповреждений или диапазон движений.  Это позволяет понять, когда стоит снизить нагрузку на игрока, а когда — наоборот, можно позволить ему работать на максимуме.

Мониторинг — это не только про травмы или спад формы.  Это также способ максимально раскрыть потенциал человека.

Например: этот игрок отлично восстанавливается — значит, нужно удерживать его в ритме и позволять играть больше.

«А если кто-то реагирует хуже — тогда пора вмешиваться и корректировать нагрузку», — подчеркивает Торп.

«Я знаю тренеров, которые уже внедряют подобные системы и понимают, когда нужно дать игроку отдых, а когда — наоборот, продолжить серию.  За этим — будущее.

Клубам и организациям нужно поддерживать и обеспечивать специалистов по физподготовке, медицине и аналитике, чтобы они могли гораздо точнее следить за состоянием футболистов», — добавляет Торп.

Еще одна проблема, связанная с добавлением в календарь еще одного крупного турнира, — сокращение времени отдыха и подготовки к новому сезону.

Недавний отчет Международной федерации профессиональных футболистов (FIFPro) показал, что ни одна из команд, участвовавших в Клубном чемпионате мира, не предоставила игрокам рекомендованный минимум в 28 дней отдыха между завершением сезона 2024/25 и началом следующего.

Маркиньос
Маркиньос globallookpress.com

Более того, у большинства команд предсезонная подготовка также заняла меньше положенных 28 дней.

«Перерыв между концом сезона и стартом предсезонки — это ключевой фактор на будущее.

Со временем длительность этого отпуска может напрямую влиять и на уровень игровой формы, и на риск травм», — говорит Робин Торп.

Торп приводит наглядное сравнение: игроки — словно устройства с несколькими аккумуляторами, которые нужно успевать подзаряжать между матчами.

«Нервная система, концентрация, мышцы — всё это требует восстановления.  Когда проходит Клубный чемпионат мира и игроки не получают полноценного отдыха, это мешает 'перезарядке батарей' в долгосрочной перспективе.  Без паузы между сезонами способность организма восстановиться к следующему году снижается», — поясняет он.

Футбольный календарь, однако, не демонстрирует признаков замедления.
Тем не менее, даже если нагрузка на игроков вызывает тревогу, «Челси» не собирается отказываться от участия в будущих турнирах.

«Без сомнений, мы хотим снова оказаться там (на следующем Клубном чемпионате мира).  Вопрос лишь в том, как правильно управлять ситуацией», — заявил на прошлой неделе Энцо Мареска.

Прогнозы и ставки на футбол

Победа в США этим летом принесла «Челси» около 114,6 миллиона долларов.  Очевидно, ни один клуб от таких денег не откажется.

Возможно, самым разумным решением станет направить часть этих средств на укрепление состава и совершенствование процессов, которые помогут снизить риски, связанные с перегрузкой и турниром.