The Athletic рассказывает, как жизнь в послевоенной Германии превратила «Кайзерслаутерн», «Боруссию» Мёнхенгладбах и другие клубы в родные команды для тысяч англо-американских болельщиков.

Детство в семье военных часто проходит в режиме постоянных переездов.

Страна за страной — туда, куда направляют родителей по службе, город за городом, школа за школой.  В таких условиях трудно осесть на одном месте и пустить корни.

Вдали от большой семьи, оставшейся «дома», такое детство нередко бывает одиноким.  Однако для многих, кто рос в Германии, именно местный футбол стал эмоциональной опорой — связью с местом, которое никогда не было их настоящим домом, но подарило чувство принадлежности.

Для тысяч американских и британских «детей военных», выросших в послевоенной Германии, футбол был чем-то большим, чем просто развлечением.  Он стал мостом между мирами — способом почувствовать себя своим в стране, которая так и не стала полностью родной.

Прошли десятилетия, но многие из них по-прежнему поддерживают немецкие клубы, которые приняли их в детстве.  Они пронесли эту часть смешанной культурной идентичности во взрослую жизнь — и передали ее своим детям, вместе с верностью тем самым, порой не самым модным, но по-настоящему близким командам.

В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, то, что осталось от нацистской Германии, представляло собой оккупированное государство.

На востоке, включая половину Берлина, контроль взяла на себя Советская армия.  На западе войска США и Великобритании приступили к демилитаризации и восстановлению побежденной страны, действуя в рамках оккупационных зон.

Однако довольно быстро эта миссия сменила акценты: на фоне надвигающейся холодной войны с СССР приоритетом стали оборона и подготовка к потенциально новому глобальному конфликту.

На протяжении десятилетий — вплоть до окончания холодной войны и воссоединения Германии в конце 1980-х — начале 1990-х годов — в стране формировались сложные военные и гражданские сообщества, которые во многом определили характер отношений между Германией и союзниками.

Жизнь под тяжелой тенью идеологического противостояния, способного в любой момент перерасти в ядерный конфликт, оставляла мало передышки для солдат и их семей, превращавших чужую страну во временный дом.

В разгар холодной войны, в 1960-е годы, численность американских войск в Европе превышала 400 тысяч человек, значительная часть которых была размещена в Западной Германии.  Это было крупнейшее военное присутствие США за пределами страны.  Британская Рейнская армия (BAOR), в свою очередь, насчитывала около 55 тысяч военнослужащих на немецких базах.

После шести лет ожесточенной вражды неожиданно обнаружилось: между местным населением и американскими и британскими военными существует немало общего.

Музыка, массовая культура и мода сближали людей, но именно общая любовь к спорту — и прежде всего к футболу — оставила самый глубокий след в судьбах тех, кто сделал Германию своим новым домом.

Баннер болельщиков «Кайзерслаутерна»
Баннер болельщиков «Кайзерслаутерна» globallookpress.com

Дни матчей Бундеслиги превратились в настоящие святыни.  Для британцев преданность родным клубам на Туманном Альбионе никуда не исчезла — она лишь дополнилась симпатией к местным немецким командам.

Для многих американских военных и их семей субботний день на трибунах стал совершенно новым опытом — и тем, который они хранят в памяти с особой теплотой до сих пор.

Крупнейшим центром сосредоточения американских войск и их семей стало военное сообщество Кайзерслаутерна (Kaiserslautern Military Community, KMC), расположенное в федеральной земле Рейнланд-Пфальц на юго-западе Германии.

В его состав входит авиабаза Рамштайн — штаб-квартира Военно-воздушных сил США в Европе и Африке.  И по сей день на базе служат более 50 тысяч американских военнослужащих и гражданского персонала.

Стадион имени Фрица Вальтера
Стадион имени Фрица Вальтера globallookpress.com

Столь масштабное американское присутствие сформировало особую связь между США и футбольным клубом «Кайзерслаутерн».  В последние сезоны команда выступает во второй Бундеслиге , однако в прошлом переживала период большого успеха: с 1951 по 1998 год «Кайзерслаутерн» четырежды становился чемпионом Германии и дважды выигрывал Кубок страны — DFB-Pokal, немецкий аналог английского Кубка Англии.

Домашняя арена клуба — «Фриц-Вальтер-Штадион», также известный как «Бетценберг» или просто «Бетц», — вмещает почти 50 тысяч зрителей.  Значительную часть аудитории составляют американские болельщики из местного военного сообщества.

За «Кайзерслаутерн» в разные годы выступали игроки сборной США, среди которых особенно выделяются Томас Дули и Терренс Бойд.  С 2022 года американский консорциум владеет 10 процентами акций клуба, и «Кайзерслаутерн» все увереннее заявляет о себе как о «американской команде» в Германии.

Терренс Бойд
Терренс Бойд globallookpress.com

Существует и специализированное фанатское объединение — American 1.FC Kaiserslautern Fan Club, основанное в 2008 году доктором Джорджем Брауном.  В беседе с The Athletic он отмечает, что история связей между американскими военными и клубом уходит корнями в послевоенные годы.

В начале 1960-х подразделения армии США в районе Кайзерслаутерна помогали с тяжелой техникой, чтобы ускорить модернизацию «Бетценберга» и привести стадион в соответствие с требованиями Бундеслиги. Вплоть до начала 2000-х болельщики с ближайших американских баз могли покупать билеты на матчи и клубную атрибутику прямо на территории частей, а еженедельный журнал FCK даже выходил со страницами на английском языке. Американская связь тогда была по-настоящему крепкой: практически в каждом крупном городе США можно было найти болельщиков «Ротен Тойфель» — «Красных дьяволов»Джордж Брауноснователь фанатского объединения «Кайзерслаутерна»
Доктор Джордж Браун у стадиона «Фриц-Вальтер» в Кайзерслаутерне
Доктор Джордж Браун у стадиона «Фриц-Вальтер» в Кайзерслаутерне globallookpress.com

Клуб помогает фанатам объединяться и достать билеты, чтобы в полной мере прочувствовать атмосферу матчей.  Некоторые «дети военных», такие как 42-летний Майкл Гайетт, в итоге связали с этим регионом всю свою жизнь — и во многом благодаря клубу.

Я стал болельщиком в 2000 году, когда впервые попал на матч — против менхенгладбахской «Боруссии». Я живу здесь с перерывами уже 25 лет и работаю на почте в Баумхольдере. «Кайзерслаутерн» играет огромную роль в нашей жизни. Моему сыну Кайдену сейчас 12 лет, он занимается в академии «Кайзерслаутерна», а младший, девятилетний Эван, тоже большой фанат клуба.Майкл Гайеттболельщик «Кайзерслаутерна»

Другой герой этой истории, 42-летний Корт Сайкс, познакомился с футболом благодаря отцу местной няни — в то время, когда его собственный отец, пилот истребителя, служил на базе Рамштайн.

Он был отличным вратарем, но ему сказали, что для следующего уровня нужно бросить пить и курить. И он, в типично немецком духе, ответил: Ну, значит, за «Красных дьяволов» мне не сыграть. Когда мы уехали в 1988 году, мы продолжали общаться с этой семьей и регулярно навещали их, а «Кайзерслаутерн» стал важной частью моей жизни. У детей военных мало за что можно зацепиться — ты все время переезжаешь, вокруг всегда новая реальность. Но мои «Красные дьяволы» всегда оставались со мной.Корт Сайксболельщик «Кайзерслаутерна»

Спустя десять лет, когда его отца вновь направили служить в Рамштайн, Сайкс вернулся к одному из самых теплых воспоминаний детства.

Прогулка к стадиону на холме была настоящим волшебством. Песни болельщиков начинались еще в поезде из моего родного Обермора: на каждой остановке вагон наполнялся все большим количеством красно-белых цветов. Это было невероятно. Болельщики были невероятно страстными, и я словно вновь обрел семью, по которой скучал целых десять лет.Корт Сайксболельщик «Кайзерслаутерна»
Болельщики «Кайзерслаутерна» запускают фаеры на матче против «Штутгарта» в 2017 году
Болельщики «Кайзерслаутерна» запускают фаеры на матче против «Штутгарта» в 2017 году globallookpress.com

Маркус Вайнбреннер вырос в деревне примерно в 40 километрах от Кайзерслаутерна в семье американского отца и немецкой матери.

Живя в этом регионе, даже если у тебя отец американец, невозможно избежать притяжения клуба. Это почти религия. Отец впервые привел меня на матч, когда я был совсем мальчишкой, скорее просто чтобы чем-то заняться, а не потому, что сам был болельщиком. Но с того момента я «подсел» — и вскоре стал обладателем сезонного абонемента, которым пользовался шесть или семь лет, прежде чем переехал обратно в США.Маркус Вайнбреннерболельщик «Кайзерслаутерна»

Маркус Вайнбреннер добавил...

Фанатская культура здесь не похожа ни на что из того, что я видел в Америке: настроение всего города меняется в зависимости от результата предыдущего матча. Болельщики «Кайзерслаутерна» не просто поддерживают клуб — они живут им. Я бывал на матчах MLB, NHL, NBA и NFL, и это даже близко не сравнимо. Когда стоишь в фанатском секторе и чувствуешь, как вибрация от песен проходит через все тело, — это нечто особенное, то, что, как мне кажется, должен испытать каждый.Маркус Вайнбреннерболельщик «Кайзерслаутерна»

Некоторые «дети военных» пошли еще дальше — их знакомство с футболом вдохновило на профессиональную карьеру.

Одна из главных звезд нынешней сборной США Уэстон Маккенни начинал играть в футбол в деревне Оттербах недалеко от Кайзерслаутерна, пока его отец Джон служил на базе Рамштайн.

Затем Маккенни вернулся в США и попал в академию «Даллас», после чего вновь перебрался в Германию — в «Шальке», а в 2021 году сделал следующий шаг, подписав контракт с итальянским грандом «Ювентусом».

Уэстон Маккенни в составе «Шальке» (слева)
Уэстон Маккенни в составе «Шальке» (слева) globallookpress.com

Фабиан Джонсон, родившийся в Мюнхене в то время, когда его отец Чарльз проходил службу в Мангейме к югу от Франкфурта, провел 16 лет профессиональной карьеры в Германии.  В числе прочего он выступал за мёнхенгладбахскую «Боруссию» и сыграл 57 матчей за сборную США.

Похожий путь прошел и Льюис Холтби — сын британского военнослужащего, служившего на главной базе Рейнской армии Великобритании в Рейндалене, неподалеку от Мёнхенгладбаха.

Он начал заниматься футболом на местном уровне и вскоре попал в академию «Боруссии», после чего построил карьеру, выступая за ряд клубов Англии и Германии — в их числе «Шальке», «Гамбург», «Тоттенхэм» и «Блэкберн».

За сборную Германии, родины его и матери, Холтби провел три матча.  Сегодня он продолжает карьеру в Нидерландах, в клубе «НАК Бреда».

Льюис Холтби
Льюис Холтби globallookpress.com

Как «Кайзерслаутерн» получил мощную поддержку от американских военных, так и «Боруссия» Мёнхенгладбах обрела особые связи с Великобританией.

Помимо гарнизонов в Херфорде, Берген-Хоне, Падерборне и Гютерсло, крупнейшей британской базой был Райндален.  Тысячи британских военнослужащих — около 10 тысяч человек — и их дети регулярно приобщались к футболу сначала на старом стадионе «Бокельберг», а затем на современной арене клуба — «Боруссия-Парк».

В 2020 году появился фан-клуб UK Fohlen, объединяющий британских поклонников «Боруссии».  Он организует билеты и поездки на матчи — как домашние, так и выездные.

В отличие от многих американских болельщиков, британцы сохраняют привязанность к своим клубам в Англии, но опыт жизни в районе Мёнхенгладбаха снова и снова возвращает их к «Боруссии».

Крис Уотсон, болельщик «Боруссии» и «Лестера», живущий в Лондоне, но регулярно приезжающий в Германию, отметил: «Английский футбол сильно изменился из-за денег.  Все стало корпоративным — создается ощущение, что болельщиков воспринимают как клиентов, из которых нужно выжать максимум».

Саймон Кинг, сын офицера военной полиции ВВС Великобритании, прожил в Мёнхенгладбахе 15 лет и до сих пор считает его своим «родным городом».

— «Один из школьных друзей играл в юношеской команде и однажды привел меня на тренировку, — вспоминает он. — Мне повезло провести семь лет в юношеской системе "Гладбаха".  Мы жили в деревне Рейндален, и какое-то время нашим соседом был Штефан Эффенберг — он тогда играл за "Боруссию", а позже за "Баварию" и сборную Германии.  Иногда он доставал для нас бесплатные билеты».

Болельщики «Боруссии» Мёнхенгладбах празднуют победу над «Кёльном»
Болельщики «Боруссии» Мёнхенгладбах празднуют победу над «Кёльном» globallookpress.com

У других немецких клубов также сформировались обширные английские фанатские сообщества — среди них «Шальке», «Унион» Берлин, «Кёльн», «Штутгарт», «Фортуна» Дюссельдорф и дортмундская «Боруссия».

Журналист Бен Макфадьян жил в Дортмунде в 1980–1990-е годы и именно он основал первый фан-клуб «Боруссии» в Англии.

Я учился в армейской школе в Дортмунде — Cornwall School. Многие солдаты по выходным ходили смотреть матчи «Боруссии», и за годы я познакомился с огромным количеством болельщиков в Великобритании. Карстен Крамер (управляющий директор клуба) говорил, что на домашних матчах присутствуют тысячи фанатов из Великобритании. Я создал первый британский фан-клуб — сейчас их уже девять.Бен Макфадьяноснователь фан-клуба «Боруссии» Дортмунд в Англии

Бен Макфадьян добавил...

В Германии недооценивают ценность Бундеслиги, ту любовь и привязанность, которую она вызывает. Все потому, что лига остается настоящей и аутентичной: ты можешь выпить пиво и закурить на трибуне, билеты стоят сущие копейки, и болельщик действительно получает удовольствие от футбола.Бен Макфадьяноснователь фан-клуба «Боруссии» Дортмунд в Англии

Для многих фанатов из Великобритании и США многолетняя привязанность к немецким клубам тесно переплетена с теплыми воспоминаниями детства.  Да, в военном мире им приходилось часто переезжать, но любовь к командам Бундеслиги укоренилась именно в те ранние годы.  Для многих эти клубы до сих пор остаются «домом вдали от дома».