Эта история началась в ноябре 2009 года.  Тогда президент ФК «Локомотив» Николай Наумов, умный, в общем, человек, в интервью «Советскому Спорту» не моргнув глазом (хотя по тексту этого не видно, может, и моргал) заявил, что за просмотр чемпионата России по футболу готовы платить по 10 и более долларов США 8, а то и все 13 миллионов человек.  Помножив-перемножив, получаем 130 миллионов только в год, а не «жалкие гроши» в 92 миллиона за 4 года, что платит НТВ-Плюс в карманы клубов сейчас.

Все бы хорошо, только вот господин Наумов не изложил, откуда у него такие впечатляющие цифры. 13 миллионов.  Это ж в офисы НТВ-Плюс очереди должны были выстроиться.  А они есть?

Как узнать?  Спросить сам «Плюс»?  Он, конечно, ответит, но ответит как лицо заинтересованное, причем интересов этих слишком много: надо и показать хорошую динамику роста базы, и готовых платить за «Наш футбол», и много чего еще.

Но можно поступить интереснее.

С момента появления канала «Наш футбол», НТВ-Плюс стал заключать договора с различными кабельными операторами по всей стране, предлагая их абонентам подключать себе за 300 рублей в месяц канал с российским футболом.  Выгоды налицо: не нужно покупать или арендовать дорогостоящее оборудование, вешать его на окно или крышу дома.  Ничего этого не надо.  Проводок в квартиру, маленькая коробочка (чаще, за символические деньги) и «оле-оле».

Одним из первых партнеров НТВ-Плюс в этом направлении стал оператор IPTV в Москве QWERTY, услуги которого доступны для 1,6 млн.  квартир в Москве и ближайшем Подмосковье.

LiveSport.Ru обратился к Максиму Раевскому, ведущему менеджеру Службы видеоуслуг компании, чтобы получить ответ: а сколько же реально абонентов, готовых платить 10 долларов в месяц за просмотр «Нашего футбола», каковы вообще предпочтения у абонента платного ТВ, а также узнать, отстает ли Россия в данной сфере от ведущих европейских стран, на которые тот же господин Наумов кивал в том самом интервью.

— Можно ли как-то охарактеризовать абонента, пользующегося цифровым телевидением — cколько ему лет, в какую социальную группу его можно отнести?  Или телевидение подключают все от мала до велика?

— Исследования того, кто подписчик нашего ТВ, не проводились, но есть позиционирование проекта QWERTY в целом.  Его пользователи — это самая активная часть населения 25 — 35 лет, как правило, семейные, с детьми.  Хотя, судя по популярности детских и «ностальгических» телеканалов, наше телевидение смотрят все возрастные категории: от 3 лет (аудитория телеканала JimJam) и до ...  даже сложно сказать, до какого возраста, но старые советские фильмы пользуются огромной популярностью.

— Насколько я понимаю, QWERTY имеет возможность собирать статистику, что смотрят абоненты, и, таким образом, оценивать предпочтения зрителей, составлять рейтинги и т.д.  Какие каналы и передачи являются лидерами просмотра?

— Да, такие средства есть.  Мы активно используем получаемые результаты в переговорах с правообладателями телеканалов, а, в конечном итоге от этого выигрывают зрители, поскольку получают желаемое за разумные деньги.

Когда мы ввели в эксплуатацию весной прошлого (2009) года сервер статистики, довольно быстро родилась шутка о том, что люди покупают наше платное телевидение, чтобы смотреть по нему бесплатные телеканалы.  Этому есть объяснение: благодаря техническим характеристикам потока наша «картинка» эфирных каналов хорошо смотрится на телевизорах с большой диагональю.  Также спросом пользуются детские, познавательные и фильмовые телеканалы.  А вот спортивные каналы, не считая эфирного Россия-2 (РТР-Спорт), уходят в рейтинге за пятый десяток.

Мы точно знаем, что и в каком количестве смотрят наши абоненты, а, например, компания Gallup Media точно знает, кто смотрит.  Нам важно знать рейтинг канала, а кто его смотрит — уже не так важно, поскольку это наш абонент, и мы работаем для него.  А телеканалу надо знать — угадал или не угадал он свою аудиторию.

— Не так давно в сети QWERTY появился новый хоккейный канал -», но потом пропал.  Почему?

— Этот канал «просился» к нам в сеть с момента своего запуска, но тогда предлагаемые условия (включение в базовый пакет, отчисления за абонента, отсутствие тестового периода) были неприемлемыми для нас.  Недавно нам было сделано более интересное предложение: тестовый период в течение двух недель и возможность продажи канала a-la carte.  Мы воспользовались тестовым периодом, и оказалось, что он занимает 95-е место в рейтинге по времени телесмотрения.  Но больше всего мы удивились, когда несколько раз увидели один и тот же матч в прямом эфире и «КХЛ », и в эфире нескольких спортивных каналов НТВ-Плюс: «Спорт-Плюс», «Спорт», «Спорт Онлайн».

Удельная доходность канала даже с учетом новых ценовых предложений показала его убыточность при включении в пакет «Телетория».  Что же касается возможности продажи a-la carte, то по нашей оценке, платить будут не более 30% от тех, кто смотрел.  Ну, а с таким маленьким количеством подписчиков ни нам, ни вещателю работать неинтересно.

— В QWERTY почти с самого начала работы транслируется канал «Наш футбол».  Какое количество зрителей от общего числа ваших абонентов смотрит этот канал?

— В процентном соотношении количество подписчиков этого канала очень незначительное — около 2%.  Интересно другое: из подписчиков канала его смотрят где-то 90%.  Рискну предположить, что оставшиеся 10% — это люди в командировках.

— С чем это связано, на ваш взгляд, — с высокой ценой или тем, что количество футбольных болельщиков в России ограничено?

— Дело не в том, что мало болельщиков.  Просто мы привыкли, что основные качественные матчи транслируются на эфирных каналах.  А раз так — зачем платить?  Кстати, есть интересный пример: как только телеканал 7ТВ прекратил показ спортивных передач, его рейтинг тут же провалился.

Опять же, ходят слухи о полном свертывании спортивного вещания «России-2» (бывшего «Спорта»).  Как говорится, все операторы платного телевидения аплодируют стоя.  Как только спорт исчезнет с бесплатных каналов, количество подписчиков премиальных спортивных каналов, по моим ожиданиям, резко вырастет.

— Если в целом сравнивать уровень развития платного ТВ в России, привычку зрителей платить за телевидение какие-то деньги, с такими странами, как Англия, Италия, Испания, то насколько мы отстаем (или не отстаем?)?  Насколько сопоставима стоимость подписки на условный идентичный пакет каналов в Англии (или любой другой западной стране) и России?

— Возьмём для примера наш базовый пакет — «Телеторию».  Его стоимость (250 руб.  к стоимости Интернета) — около 5 фунтов стерлинга.  По ценам Соединённого Королевства — это даром.  А ни много ни мало — всё-таки 100 каналов.  Качественных каналов.  И почему-то не выстраивается очередь абонентов.  Наверное, потому, что большинству вполне хватает качества и количества бесплатных эфирных телеканалов.  Беда российского платного телевидения в том, что у нас сохраняется всё ещё слишком стойкая привычка к бесплатному ТВ, оставшаяся в наследство с советских времён.  Но мы от неё, пусть и постепенно, но избавляемся.



Такие дела. 2 процента.  Два процента от общего количества тех, кто в принципе согласился платить за ТВ что-то большее, чем цифры в квитанции по оплате коммунальных платежей.

С другой стороны, многие президенты и руководителя клубов постоянно говорят о том, что «продукт», который они общими усилиями создают, уже более чем качественный, его можно и нужно продавать за солидные деньги.  Но эти слова разбиваются вдребезги о суровую реальность, закрыть глаза на которую не могут даже те, кто своими кровными заинтересован в том, чтобы делать вид, что продукт и правда хорош — комментаторы НТВ-Плюс.

Если вы смотрите «Наш футбол», и не только центральные матчи, то не могли не заметить, в какую подчас неземную пытку превращаются попытки комментировать матчи с участием тех команд, кого обычно называют «болотом».  И совсем же адские мучения случились с Василием Уткиным, в матче 30-го тура прошлого сезона.  Волею жребия или еще чего, но Уткину достался матч «Ростов» — «Амкар».  И последние 10-15 минут маститому комментатору дались особенно тяжко.  Настолько, что он не нашел ничего более интересного из того, что связано с матчем, кроме как стрелка секундомера.  Каждые 30 секунд изможденный голос перекрывал собой слабенький интершум со стадиона, произнося с надеждой «10 минут осталось», затем «8 минут осталось» и т.д.  И так до финального свистка.

А вы говорите «продукт».

Наконец, еще одно зеркало, в которое надо бы им там наверху почаще смотреть: телерейтинги.  И они безрадостны.  Уже который год подряд абсолютным максимумом для матчей РФПЛ является доля в... 4%.  Т.е.  всего 4 процента населения от тех, у кого на момент трансляции матча был включен телевизор.

92 миллиона за 4 года, которые НТВ-Плюс платит клубам — это мало?  Господа, это очень много!

ВГТРК не хочет платить деньги, покупая сублицензию?  Кто-то еще удивлен?