The Athletic рассказывает, как «Арсенал» выстраивает особый путь для Макса Даумана, который ломает все привычные правила развития молодежи.
Некоторое время назад в тренировочном центре «Арсенала» в Лондон Колни появилось особое посвящение для молодых игроков.
Когда футболисты переходят из молодежной команды в основную, они проходят по коридору, разделяющему два крыла базы, под аплодисменты партнеров. Этот короткий путь означал одно — игрок официально становится частью первой команды и получает место в главной раздевалке.
После такого шага перед игроком открывается целый новый мир возможностей. Но иногда появляется кто-то, кто ломает все привычные рамки и правила.
Макс Дауман настолько рано и настолько ярко заявил о себе, что «Арсеналу» пришлось искать для него особый путь. Символический проход по коридору потерял смысл — да и был бы невозможен, ведь 15-летний Дауман по-прежнему остается несовершеннолетним и переодевается в раздевалке молодежной команды. Но при этом клуб уже официально признает его игроком первой команды.
В молодежном футболе не бывает тайн и чудесных озарений тренеров, которые вдруг «создают» нового Килиана Мбаппе, Эрлинга Холанна или Ламина Ямаля. Это значит, что самые яркие таланты академий с ранних лет находятся под пристальным вниманием и вожделением топ-клубов. Если команде повезло воспитать вундеркинда, развить его — одно дело. Удержать — совсем другое.
Все клубы прекрасно понимают: действующие правила по контрактам с юными игроками делают их уязвимыми для переманивания. Любой воспитанник академии, если он действительно хорош и имеет варианты для продолжения карьеры, получает определенную свободу в выборе клуба, с которым подпишет первый профессиональный договор. Если футболист решает уйти, стороны договариваются о компенсации за его развитие. Так устроена система.
Профессиональный контракт можно подписать не раньше 17-летия, поэтому ситуации с 16-летними талантами всегда требуют особой осторожности. Когда в марте 2024 года Итан Нванери достиг нужного возраста, вокруг него было много неопределенности — предложения поступали от разных клубов, но он решил остаться в «Арсенале».
Но есть и обратные примеры: всего через несколько месяцев нападающий Чидо Оби отказался от предложения «канониров», где провел два года, и отправился в «Манчестер Юнайтед».
Перспективы Макса Даумана оказались настолько выдающимися, что «Арсеналу» пришлось создать для него особые условия, минимизировав внешнее давление. Никто в клубе не хотел оказаться втянутым в «аукцион» с самыми настойчивыми агентами и скаутами, готовыми давать безумные обещания, лишь бы увести парня.
«Арсеналу» пришлось действовать с умом, и был разработан тщательно продуманный план, чтобы показать Дауману — большому поклоннику клуба, выросшему в семье болельщиков «канониров», — насколько он важен для команды.
Обычно даже самые талантливые воспитанники остаются в структуре молодежного футбола до 17 лет. В этом возрасте дебютировали Букайо Сака и Майлз Луис-Скелли. Имил Смит-Роу впервые вышел на поле в 18. Итан Нванери получил сенсационный шанс в 15 лет, выйдя на замену в добавленное время, но для полноценного перехода в основу ему потребовалось еще два сезона.
С Дауманом все пошло иначе. Его талант был настолько очевиден, что обычные этапы подготовки просто перестали иметь значение.
Переломный момент наступил чуть больше года назад, в юношеской Лиге чемпионов. Возрастной лимит турнира — до 19 лет. Дауману тогда было всего 14, и он установил рекорд, став самым юным автором гола в истории соревнований.
Вскоре он уже тренировался с первой командой «Арсенала». И это не было красивым жестом или авансом. Просто его уровень игры уже требовал этого.
И это было необходимо.
Микель Артета ускорил продвижение Макса Даумана и с особым вниманием подошел к тому, как именно будет происходить его интеграция в первую команду. Сначала юный полузащитник получил приглашение на зимний сбор «Арсенала» в Дубае. Следующим шагом стала поездка на предсезонное турне в Сингапур и Гонконг — в 15 лет.
И если кто-то подумал, что это просто красивый жест, то быстро убедился в обратном: Дауман действительно выходил на поле, играл против опытных соперников и оказывал влияние на игру.
В этом сезоне он дебютировал за основную команду в матче с «Лидсом», затем вышел на «Энфилде», сыграл в Кубке лиги и уже восемь раз попадал в заявку на матчи — из двенадцати, проведенных «Арсеналом» в трех турнирах.
Помогает и то, что Макс физически уже готов конкурировать со взрослыми футболистами. При этом клуб уделяет огромное внимание работе с его семьей, создавая максимально комфортные и безопасные условия для развития.
Поддержка охватывает все — от образования и психологической адаптации до питания и защиты от внешнего давления. И, конечно, все это сочетается с главным: тренировками, матчами и стремлением стать лучшим футболистом, каким он только может быть.
Такое внимание и тесное сотрудничество с семьей продолжатся еще долгие годы — как минимум до тех пор, пока Дауман официально не станет совершеннолетним в декабре 2027 года. Важно не форсировать события, но и не тормозить развитие — тонкий баланс, который в «Арсенале» стараются сохранять максимально аккуратно.
Подписав с Максом соглашение об обучении и пообещав первый профессиональный контракт сразу после его 17-летия, клуб сделал все возможное, чтобы сохранить у себя этот уникальный талант.
А заботясь о его интересах, «Арсенал» одновременно защищает и свои собственные.

