Вооруженные до зубов охранники едва ли тратят больше получаса на поиски подозреваемого, прежде чем неряшливо бросить: «Ну, значит, ушел» — и продолжить патрулирование, словно ничего и не было.
А как насчет тех моментов, когда они находят тело своего напарника, постоят над ним пару секунд, покивают, поищут виновного минуту-другую, а затем спокойно возвращаются к делам, будто смерть коллеги — рядовая мелочь? Еще и продолжают расхаживать мимо трупа, как будто это просто часть интерьера.
Все это смотрится нелепо и разрушает атмосферу. Как в такой среде прикажете поверить в цифровой мир, в который только что погружался с головой?
Eriksholm: The Stolen Dream мудро уходит от всех этих шаблонов, и именно благодаря этому становится одной из тех игр, которые задают стандарты жанра для нового поколения, — пишет Thesixthaxis.
Здесь не тратят время на раскачку: действие захватывает с первых минут. Короткая, но отлично поставленная катсцена знакомит нас с Ханной — юной сиротой, только что оправившейся от загадочной болезни, охватившей жителей Эриксхольма.
Ее брат Херман исчез, и теперь его ищут все: полиция, бандиты, рабы и другие сомнительные личности. Ханне же предстоит выяснить, что натворил ее брат и почему за ним охотятся столь опасные силы.
Ее путь проходит через множество стелс-арен: каждая локация — замкнутая и потрясающе проработанная — представляет собой лабиринт с врагами, которых нужно обойти, и головоломками, которые предстоит решить.
Вид сверху, изометрия — и первое, что бросается в глаза: искусственный интеллект врагов вовсе не напоминает сборище безликих болванчиков с памятью аквариумной рыбки.
Наоборот, противники ощущаются живыми людьми — у каждого свои заботы, цели и тревоги. А если прислушаться к их диалогам, можно сложить из услышанного хитроумный план, чтобы проскользнуть мимо незамеченным.
Вот простой пример: двое полицейских патрулируют по кругу, периодически возвращаясь к своему сержанту — и именно в этом цикле можно найти окно для действия.

Дело в том, что каждый раз, возвращаясь к своему начальнику, полицейские получают от него на орехи. А когда остаются наедине, начинают жаловаться, как он им осточертел. Что ж, это идеальный момент, чтобы усыпить сержанта дротиком и спрятать его тело.
И вот стражи возвращаются на точку, замечают, что сержанта нет, и вроде бы должны поднять тревогу. Но один из них говорит: «А он и так был занозой». Вместо того чтобы включить режим погони, они просто устраиваются поудобнее — наконец-то можно передохнуть без занудного надзора.
Такое поведение кажется логичным. Враг не выглядит тупицей, а вера в мир, окружающий Ханну, лишь крепнет. Таких эпизодов в игре множество — и каждый делает повествование глубже, а персонажей — живее.
Благодаря мастерски написанным сценам, каждая точка в Eriksholm: The Stolen Dream органично откликается на действия игрока. И это открывает простор для проработки тактики.
Например, если дорогу преградили охранники, всегда можно усыпить одного — остальные заметят его исчезновение и уйдут на поиски, открывая путь.
Главное — спрятать тело надежно, иначе оно выдаст героя и игра закончится. Впрочем, провалы случаются здесь часто — но не потому, что игра несправедлива, а потому, что она требует концентрации и учит на ошибках.
Изометрическая проекция способствует большему погружению: игрок видит почти все, что происходит вокруг. Правда, изредка обзор может перекрыть большое дерево или здание, но в целом интерфейс не перегружен.
Направления обзора врагов появляются лишь тогда, когда герой приближается к опасной зоне — и это довольно разумное решение, позволяющее сохранять чистоту картинки.
Если враг замечает героя, геймпад начинает вибрировать, а на экране появляется стрелка, которая медленно заполняется — у игрока есть пару секунд, чтобы скрыться.
Когда персонаж стоит в тени, интерфейс активирует подсветку — простая, но крайне полезная деталь, помогающая понять: враг вас не видит.

Чтобы проскользнуть мимо патруля, нужно не только соблюдать временной расчет, но и экспериментировать. Правильный путь не всегда очевиден — и его приходится выстрадать собственными попытками.
К счастью, частые контрольные точки и молниеносное восстановление после неудачи полностью устраняют раздражение, и на какой-то стадии у игрока пробуждается азарт: вот сейчас точно получится, ведь очередная стелс-головоломка почти разгадана.
Некоторые эпизоды действительно взвинчивают уровень напряжения до предела. Один из таких моментов — сцена, где Ханна прячется в вагоне, пока полицейские прочесывают поезд. Игроку нужно внимательно следить за окружением, выжидая крошечный просвет, чтобы совершить отчаянный побег.
Игра мастерски наращивает сложность — плавно, шаг за шагом, не обрушивая все сразу. С каждым новым этапом появляются свежие механики, благодаря чему процесс остается бодрым и непредсказуемым.
Вскоре игроку предстоит управлять несколькими персонажами, один из которых, к примеру, вспугивает голубей, отвлекая стражу, а другой в этот момент крадется мимо. В этом смысле River End Games дают неплохой арсенал инструментов: тени, особые способности и возможность самостоятельно решать, как их использовать.
Каждый раз, когда кажется, что механики уже предельно ясны, игра подкидывает новый элемент и тем самым удерживает интерес.
Eriksholm: The Stolen Dream — это настоящее визуальное удовольствие. Как изящная, детализированная картина, она поражает проработкой каждой сцены. Несмотря на то что действие в основном происходит в городе, игрока ждет немало эстетического разнообразия — от трущоб и шахт до портов, тюрем и крепостей.
Сюжет вышел цепким, выверенным и отлично упакованным. История Ханны захватывает с самого начала и не отпускает до финальных титров.
Возможно, продолжительность Eriksholm — около двенадцати часов — не столь велика, но ее содержание является ее главным достоинством. Это один из тех редких случаев, когда в игре нет ничего лишнего — только связка качественного опыта.