ESPN рассказывает о невероятном прорыве сборной Новой Каледонии, которая продолжает бороться за путевку в финальную часть ЧМ-2026.
У Жермена Авежена озорная, восторженная улыбка. Форвард сборной Новой Каледонии только что забил второй мяч в товарищеском матче против Гибралтара (2:0). Но впереди его ждет длинная ночь: ночью автобус заберет его и партнеров по команде, чтобы начать 30-часовое путешествие длиной в 12 тысяч миль обратно домой — всего через 72 часа после того, как они проделали этот путь в обратном направлении ради игры 8 октября.
Авежен стоит у раздевалки гостей на стадионе «Европа-Пойнт» в Гибралтаре, держа в руке яблоко — никаких протеиновых коктейлей или энергетических гелей у этой команды нет. Но он хочет говорить не об усталости, а о своем голе, гордости за игру за страну и о том, почему даже изнурительный перелнт обратно на родные острова под французским управлением не повод жаловаться.
«Играть в футбол — это радость, а забивать гол — еще большее счастье. Этот мяч я посвящаю сыну и жене. Я чувствую гордость за свою страну и за товарищей по команде, которые проделали огромную работу, чтобы выиграть этот матч.
Да, времени перед вылетом почти нет, но мы быстро соберем чемоданы и поедем в аэропорт. Это не проблема.
Впервые в истории Новая Каледония сыграла матч в Европе — и победила, так что мы невероятно счастливы. Мы не переживаем из-за дороги», — говорит Авежен.
На самом деле, главное путешествие Новой Каледонии только начинается — и его конечным пунктом, как бы невероятно это ни звучало, может стать чемпионат мира-2026 в США, Мексике и Канаде.

Сборная, прозванная «Les Cagous» в честь нелетающей птицы, обитающей на десятках островов архипелага, обеспечила себе место в межконтинентальном плей-офф, выйдя в финал отборочного турнира Океании. Тогда Новая Каледония уступила Новой Зеландии (0:3), но путевку в плей-офф команда гарантировала себе уже благодаря победе над Таити в полуфинале.
«Побеждать Таити всегда особенно приятно. Это наши главные соперники», — говорит полузащитник Якоб Жено.
Таити и Новую Каледонию разделяют 2900 миль океана — пожалуй, это самое протяженное «локальное» дерби в мире спорта.
Новая Зеландия получила единственное прямое место от Океании на ЧМ, тогда как Новая Каледония поедет в Мексику, где в Гвадалахаре и Монтеррее состоится межконтинентальный плей-офф. Всего две победы — и они на чемпионате мира.
Состав сборной — это в основном полупрофессионалы, играющие в местной Суперлиге, и несколько футболистов из низших французских дивизионов (не выше пятого). Лишь Жено, который этим летом перешел в румынский клуб «Униря», выступает на относительно высоком уровне за пределами Океании.

Кроме Новой Каледонии, в плей-офф уже прошла Боливия; туда же попадут две команды из КОНКАКАФ, а также по одной из Азии и Африки. Осознавая, что им предстоит взобраться на настоящую гору, команда, занимающая 150-е место в рейтинге ФИФА, мечтает стать самой маленькой страной в истории (побив рекорд Исландии), сумевшей пробиться на чемпионат мира и завоевать одно из двух оставшихся мест.
«Шанс очень мал, — признает главный тренер Йохан Сиданер. — Может быть, всего один процент. Но мы сыграем на все сто, чтобы его реализовать».
Новая Каледония — новичок в большом футболе
На международной арене Новая Каледония — сравнительно молодой участник. Она вступила в ФИФА лишь в 2004 году, получив разрешение на подачу заявки от Французской футбольной федерации четырьмя годами ранее. Как одна из заморских территорий Франции, Новая Каледония имеет особый статус: ее жители обладают французским гражданством и могут голосовать на выборах президента Франции.
Несмотря на то, что страну и метрополию разделяют более 10 тысяч миль, эти тесные связи объясняют, почему почти половина игроков сборной Йохана Сиданера выступает во Франции и почему сам 48-летний тренер в 2022 году оставил родной «Нант», чтобы возглавить команду архипелага.
«Решение далось мне легко, — говорит Сиданер. — Здесь люди открытые, доброжелательные и безумно любят футбол. Этой командой управлять одно удовольствие».
Действующий чемпион страны, AS Magenta, в этом сезоне сыграет в Кубке Франции. Как и клубы Лиги 2, он стартует с седьмого раунда. Фанатов «Сент-Этьена», «Нанси» или «Монпелье» может ждать поистине эпическое путешествие.

Однако французская связь порой создант трудности. Когда Гибралтар подтвердил проведение товарищеского матча против Новой Каледонии, на сайте местной федерации опубликовали новость с изображением флагов двух стран рядом, едва не спровоцировав дипломатический инцидент.
«Уже через 20 минут после публикации с нами связались из УЕФА и потребовали заменить изображение — добавить французский флаг — из-за жалобы Новой Каледонии.
Флаг Новой Каледонии может использоваться только вместе с французским триколором, так что пришлось срочно всё переделывать! », — рассказал ESPN источник в Гибралтаре.
Из-за этой ситуации Гибралтару даже пришлось купить новый флагшток, ведь на стадионе должны были развеваться сразу два флага — французский и новокаледонский, причем первый должен находиться выше. Только в 2008 году Франция разрешила сборной использовать собственный гимн (до этого звучала Марсельеза, которая официально остается национальным гимном Новой Каледонии). На этом фоне символического контроля со стороны Франции успехи новокаледонских футболистов буквально ставят их страну на карту мира.
Может быть, через футбол мы сможем показать, кто мы такие — Новая Каледония. Наш футбол непрофессиональный, но это всё равно футбол. Каждый год мы растем. Мы знаем, как важна сборная для наших людей. Это их страсть, и наш прогресс радует всех. Мне повезло: я играю в Европе и имею хороший контракт в Румынии. А ребята дома — они работают: утром идут на обычную работу, а вечером тренируются. Им пришлось оставить семьи, взять отпуск — кто-то работает в супермаркете — чтобы приехать в Гибралтар. Но мы все делаем это ради Новой Каледонии.Якоб ЖеноПолузащитник сборной Новой Каледонии
Авежен, обаятельный автор гола, смеется, когда его спрашивают, можно ли в Новой Каледонии жить только футболом, выступая за AS Magenta. А потом раскрывает, чем занимается на самом деле.
«Профессионал? Ха-ха, нет! — улыбается он. — Я играю за лучшую команду страны, но у нас нет профессионалов. Моя настоящая работа — тренер паралимпийцев. Я — гид для слепых и слабовидящих спринтеров. В прошлом году я ездил на Паралимпиаду, помогал французским спортсменам. Я могу пробежать 100 метров за 11,3 секунды — я быстрый. Очень быстрый! ».

Как же получилось, что сборная из южной части Тихого океана, страны, расположенной в 1200 милях к востоку от Сиднея, сыграла товарищеский матч против одной из самых маленьких европейских команд? На поле вышли 200-я сборная мира (Гибралтар) против 150-й (Новая Каледония).
Стадион Гибралтара — наполовину футбольное поле, наполовину крикетная площадка, окруженная величественной Скалой Гибралтара, красно-белым маяком и видом на пролив, разделяющий Европу и Африку. Но после мартовского поражения от Новой Зеландии в Окленде Новая Каледония просто нуждалась в игре.
«Моя работа — организовывать матчи для сборных. Тренер Новой Каледонии попросил меня найти соперника в Европе на октябрь. Но это было непросто: вариантов немного, ведь сейчас проходят отборочные матчи к чемпионату мира, и большим сборным гораздо легче договориться об играх.
Для игроков Новой Каледонии, половина из которых выступает дома, это путешествие длиной в полмира — 30 часов. Но Гибралтар с радостью согласился сыграть, так что это оказалось отличным решением», — рассказал ESPN агент ФИФА Гаэль Маэ.
Когда в Гибралтаре начинается матч (19:00 по местному времени), в столице Новой Каледонии Нумеа — четыре утра. Команда Сиданера прилетела в воскресенье вечером, и поэтому для игроков, выступающих в местных клубах, джетлаг оказался особенно тяжелым. В отеле сборной специально оборудовали комнату отдыха с настольным теннисом и видеоиграми; кто-то пошел по магазинам, а сам Сиданер коротал вечер на террасе с бокалом пива.
Атмосфера в команде — легкая, почти домашняя. Но стоило игре начаться — и Новая Каледония поразила соперников своей энергией и настойчивостью. Быстрая, живой, азартной команде одержала заслуженную победу: во втором тайме отличились Жан-Жак Катрава и Авежен.
Эта победа для нас очень важна. Впервые мы обыграли европейскую сборную. Мы давно не играли вместе, поэтому этот результат — большой шаг к подготовке к плей-офф. Мы повышаем планку, ведь речь идет об отборе на чемпионат мира-2026, и до исторического дня для футбола Новой Каледонии остается всего 150 дней. Ради таких моментов я и принял это предложение. Ради этих особенных эмоций.Йохан СиданерГлавный тренер сборной Новой Зеландии
На январь уже запланирован учебно-тренировочный сбор во Франции, где команда рассчитывает провести хотя бы один официальный матч перед мартовской поездкой в Мексику.
Но пока — время радости. После финального свистка футболисты расселись на ступенях у стадиона: кто-то переписывается в телефоне, кто-то делает селфи, пару человек незаметно затягиваются вейпом. Потом все садятся в автобус, собирают вещи и готовятся к тяжелой дороге домой.
Их путь пройдет из Малаги в Париж, затем в Сингапур и, наконец, в Нумеа — всё это в эконом-классе. Но усталость не мешает радости: в автобусе звучит музыка, и игроки танцуют, празднуя свою маленькую победу.
«Каждый мальчишка мечтает сыграть на чемпионате мира — это мечта, — говорит Авежен. — Это и наша мечта. И мы знаем: шанс у нас есть».