Накануне проект от Sandfall Interactive был признан игрой года по версии The Game Award.

Иногда на игровом горизонте появляется проект, который в момент синергетического пика всех своих элементов буквально обезоруживает.

Та самая игра, что вновь напоминает о силе интерактивного искусства — о его способности трогать, вдохновлять и воздействовать сразу на нескольких уровнях.

Она возвращает к простой мысли: в основе всего всегда стоит страсть, и именно она должна вести вперед.  С таким ощущением проходит знакомство с Clair Obscur: Expedition 33, — пишет Seasonedgaming.

Созданная дебютной командой Sandfall Interactive, Clair Obscur: Expedition 33 производит впечатление почти непостижимого проекта.

Это уважительный поклон классическим японским пошаговым RPG с высоким уровнем постановки, где разработчики точно уловили суть задачи — заполнить нишу вполне конкретного поджанра, который, стоит признать, в последние годы вовсе не испытывает дефицита качественных релизов (достаточно вспомнить хотя бы прошлогодний поток действительно сильных пошаговых RPG).

Можно долго обсуждать, насколько поразительным является то, что Clair Obscur: Expedition 33 была создана основной командой из 33 человек, с относительно скромным бюджетом и ценником в $50, но эти детали не должны заслонять главный разговор — разговор о самой игре.

А она, несмотря на отдельные шероховатости, заслуживает статус впечатляющего дебюта, в рамках которого история, визуальный ряд и музыка складываются в цельное повествование, удивительно близкое к произведению искусства.

Определение обреченного похода

Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 Steam

Развернувшись в мрачном фэнтезийном мире, вдохновленном французской «Прекрасной эпохой», Clair Obscur: Expedition 33 ставит вас на место изобретательного инженера Гюстава.

Вместе с группой таких же обреченных участников экспедиции он готовится к невозможной миссии — уничтожить Художницу, богоподобное существо, год за годом опустошающее общество Гюстава.

Ее приговор прост и безжалостен: каждый год она убивает людей определенного возраста, обозначенного нарисованным числом.  Гюстав и его команда прекрасно понимают, что этот поход — билет в один конец.  Но именно в этом и заключается их выбор: пожертвовать собой ради будущего тех, кто придет следом.

Сюжетная завязка в духе «великого похода против богоподобного врага» знакома поклонникам классических JRPG прошлого, однако Clair Obscur: Expedition 33 выделяется тем, как изящно и выверенно выстраивает повествование вокруг темы утраты.

Вся внешняя грандиозность здесь — лишь сценография для куда более интимного и вдумчивого разговора о том, как горе окутывает человека, какие формы оно принимает и какие способы выживания мы находим, сталкиваясь с ним.

То, как игра соединяет визуальный стиль, инопланетно-пронзительный саундтрек и художественные образы, превращая искусство в язык выражения этих чувств, производит по-настоящему сильное впечатление.  Тема утраты не нова ни для одного вида искусства, но в Clair Obscur: Expedition 33 она подается так, будто играет в собственной лиге.

При этом сам сюжет временами пытается ухватить больше, чем способен удержать.  При всей филигранности работы с основной темой игра выглядит наименее уверенной в моменты, когда слишком настойчиво подчеркивает свои идеи или когда приходит время давать более конкретные ответы на загадки, на которых держится повествование.

Эмоциональная насыщенность сцен порой размывает логику происходящего — некоторые события случаются так, как им нужно случиться, исключительно ради того, чтобы удар по чувствам оказался максимально точным.

Да, к финалу остаются вопросы из разряда «как именно это работает», часть из которых вскользь проясняется в позднем дополнительном контенте (и стоит отметить, что этот контент может оказаться крайне сложным).

Однако отдельные логические шероховатости не заслонили главного.  Итоговое высказывание, особенно на фоне разных финалов, оставляет после себя глубокий и долго не отпускающий след, когда титры наконец сходят с экрана.

Когда один падает, мы идем дальше

Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 Steam

Поклонникам пошаговых ролевых игр достаточно беглого знакомства с геймплеем, чтобы понять: Sandfall Interactive явно черпала вдохновение у настоящих столпов жанра.

Если вам доводилось играть в Persona, Lost Odyssey, Super Mario RPG или Sea of Stars, вы без труда уловите, на чем держится основа Clair Obscur: Expedition 33.

Но собственное лицо игра обретает там, где пошаговая система, гибкая и податливая в настройке билдов, сплетается с чрезвычайно активной механикой уворотов и парирований, превращая каждую схватку в напряженное и захватывающее событие.

И да, в ритме боев и читаемости атак противников действительно угадывается легкий отголосок серии Dark Souls от From Software, однако по ощущениям это скорее эволюция идей, заложенных еще в Super Mario RPG и Sea of Stars, а не прямое заимствование.

Clair Obscur: Expedition 33 уверенно раскрывается за счет компактного, но разнообразного состава из пяти персонажей.  Каждый из них управляется по-своему и при этом с настолько удачной конфигурацией, что игроки могут легко подстроиться под любой стиль.

В бою одновременно участвуют трое, а оставшихся можно поместить в резерв, где они выполняют роль своеобразного «второго шанса» — финального рубежа, способного выручить в особенно тяжелых сражениях.

Уникальность героев с их сильными и слабыми сторонами дополняется широчайшими возможностями системы Lumina и Picto, позволяющей наделять персонажей особыми усилениями — от бонусов к базовым атакам и защите с парированиями до базовой эффективности.

В умелых руках эта система дает поразительные результаты на поле боя: к примеру, фехтовальщица Маэль с мечом способна отдельными билдами практически ломать баланс игры.

В то же время именно высокая динамика пошагового боя формирует уникальный характер Expedition 33, хотя она же может отпугнуть игроков, привыкших к более классическому подходу в духе традиционных Final Fantasy и Dragon Quest.

Некоторые противники обрушивают на вас затяжные серии атак, и без уверенного владения уконениями здесь не обойтись.  Если вам сложно попадать в узкие временные окна, отдельные битвы — особенно во второй половине игры, когда в бой вступают новые вариации парирования и уклонений — могут дать серьезную фору врагу.

При этом сама эффективность этих механик работает и в обратную сторону: если вы наткнетесь на противника, объективно превосходящего вас по уровню, грамотное освоение ритма уклонений и парирований позволит выйти победителем практически в любой момент.

Тем самым игра заметно смягчает одну из самых раздражающих особенностей жанра — необходимость тормозить прогресс ради обязательной монотонной прокачки.

Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 Steam

Если же целью изначально было прохождение относительно компактной основной сюжетной линии продолжительностью около 25-30 часов, Clair Obscur: Expedition 33 видится одной из самых чистых и выверенных кампаний среди пошаговых RPG недавнего прошлого.

Вплоть до финального рывка едва ли может возникнуть чувство, что нужно срочно набирать уровни ради самого продвижения вперед.

Возможно, свою роль в данном значении играет постепенное освоение боевой системы, но на фоне свежих JRPG, все еще живущих по принципу «сначала прокачайся, потом иди дальше», Expedition 33 выгодно отличается умением говорить по существу и не размывать впечатление лишним наполнением.

При этом требования к прокачке никуда не исчезают полностью — они смещены в побочные активности.  Некоторые задачи финального рубежа оказываются столь резко сложнее остального контента, что временами почти требуют использования откровенно «сломанных» билдов из-за чрезмерной живучести врагов.

В копилку жанровых отсылок добавляется и наличие глобальной карты, выполненной в духе классических Final Fantasy и Dragon Quest, с уменьшенным, почти настольным представлением мира, которое неожиданно органично смотрится в высокодетализированном художественном стиле игры.

Expedition 33 придерживается разумного минимализма и не превращает путешествие по миру в бег по чек-листу.  При этом игра всегда аккуратно подсказывает, куда двигаться дальше, оставляя свободу сознательно отклоняться от маршрута и исследовать окрестности по собственному желанию.

Как и в старых Final Fantasy, способы перемещения по карте со временем эволюционируют, и приятно видеть, что Expedition 33 точно уловила и передала ощущение постепенного расширения возможностей.

Тем не менее без претензий к геймплею не обошлось.  Если минимализм глобальной карты скорее идет игре на пользу, то внутри отдельных уровней проблемы проявляются заметнее.

Их визуальный стиль временами перегружен деталями, из-за чего логика продвижения — куда именно нужно идти — теряется, и вы нередко ловите себя на том, что кружите по одному и тому же месту.

Отсутствие миникарты, задуманное как дань старой школе, лишь усиливает это раздражение: уровни не всегда снабжены достаточными визуальными ориентирами, чтобы дизайн мог уверенно говорить сам за себя без дополнительной навигации.

А редкие попытки игры обратиться к платформингу и вовсе ощущаются неуклюже.  Да, короткие пути помогают лучше прочувствовать структуру уровней, но навязчивое ощущение, что разработчики могли дать игроку еще несколько едва заметных подсказок, не разрушая дух свободного исследования, так и не отпускает.

Это один из самых заметных изъянов, выдающих дебютный характер проекта, и остается лишь надеяться, что Sandfall учтет этот опыт в будущих играх.

Живописное полотно

Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 Steam

Работая на базе Unreal Engine 5, Clair Obscur: Expedition 33 выглядит как осознанное возвращение к эпохе высокой визуальной выразительности в пошаговых RPG — той самой, от которой жанр в последние годы почти отказался, все чаще уходя в сторону мультяшной аниме-стилистики (достаточно вспомнить прошлогодний фаворит критиков Metaphor Refantazio).

В сочетании с эстетикой «Прекрасной эпохи» Expedition 33 превращается в настоящее визуальное откровение: мир, наполненный уникальными и невероятно детализированными художественными решениями, подобных которым в этом жанре не доводилось видеть уже давно.

Да, местами эта художественная избыточность вмешивается в работу дизайна уровней, но если говорить исключительно о зрительном удовольствии, оторваться от экрана попросту невозможно.

Этот мир настолько выразителен и самодостаточно красив, что помогает закрыть глаза на отдельные технические шероховатости — редкие просадки частоты кадров в катсценах, не самая аккуратная синхронизация движения губ и легкие подгрузки текстур в духе Unreal Engine во время путешествий по открытому миру.

Но если визуальная часть — это настоящий пир для глаз, то музыкальное сопровождение Expedition 33 выводит впечатление на совершенно иной уровень.

Саундтрек, написанный дебютантом Лорьеном Тестаром, вполне может оказаться тем самым скрытым ингредиентом, который возвышает игру над привычными рамками жанра.

Музыка безупречно передает торжественно-меланхоличное настроение истории, а ее взаимодействие с визуалом — например, во время одного из боссов середины игры — рождает почти эйфорическое ощущение.

Expedition 33 могла бы существовать как немой французский фильм, полностью полагаясь на музыку, и при этом все равно передавала бы тот эмоциональный подъем, который делает игру по-настоящему значимой.

Для своей первой крупной работы Лорьен Тестар сходу поднимается в число сильнейших игровых композиторов.  В жанре, где именно музыка всегда играла ключевую роль, это достижение трудно переоценить.

Для тех, кто придет следом

Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 Steam

О Clair Obscur: Expedition 33 можно говорить бесконечно — о ее тонком и пронзительном повествовании, о переживании утраты, о впечатляюще выстроенной боевой системе, о художественной подаче и о музыке, которая пробирает до самой глубины.

Но в конечном счете это тот редкий случай, когда игру лучше всего прочувствовать самостоятельно, даже если раньше пошаговые RPG никогда не вызывали особого отклика.  Настолько цельным и выверенным оказывается этот опыт.

Sandfall Interactive наглядно доказывает: в индустрии, где сегодня доминируют дорогие и вторичные попытки погони за трендами, умно реализованные проекты, созданные из чистой страсти, по-прежнему существуют — и способны стать настолько же самобытными и сильными.

Clair Obscur: Expedition 33 — это искреннее любовное письмо одному из самых долгоживущих и по-настоящему любимых жанров в истории видеоигр.