ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • Олимпиада-2018
  • 0
  • 1
  • 0
  • Такой день: допинговые дневники Родченкова

    Что мы узнали из олимпийских дневников информатора WADA?

    Григорий Родченков
    Григорий Родченков
    Бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков передал дисциплинарной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) новые данные, на основании которых российская сборная может быть полностью отстранена от зимних Игр в Пхенчхане-2018.
    Как пишет газета The New York Times, речь идет о личных дневниках информатора ВАДА, которые используются в качестве улик для доказательства существования государственной системы допинга в России.

    Дисциплинарная комиссия МОК под руководством Дениса Освальда приобщила эти дневники к остальным материалам по делу о допинговых махинациях во время Игр-2014 в Сочи.

    Судя по мотивировочной части вердикта по делу лыжника Александра Легкова, дневниковые записи стали одним из весомых аргументов не в пользу российского атлета. Что же в них?

    Сочинские хроники

    Издание New York Times опубликовало цитаты из записей Родченкова, сопроводив их поясняющими комментариями журналистов, а также приложило несколько фотографий страниц из дневников информатора, которые представляют собой два толстых ежедневника, исписанных убористым почерком.

    Свой дневник Родченков вел большую часть жизни и каждый день подробно записывал каждый свой шаг — что делал, с кем встречался, что ел. В верхней части каждого листа он указывает свое давление.

    В записях фигурируют должностные лица, с которыми автор вел разговоры о подготовке допинговой аферы в Сочи, включая в то время министра спорта РФ Виталия Мутко, его заместителя Юрия Нагорных, Ирину Родионову – замдиректора Центра спортивной подготовки сборных России (ЦСП), хранительницу банка чистых проб и ее начальника, Александра Кравцова.

  • Позвонил Нагорных – вызывал всех на ковер. Приехал в министерство, ждал Нагорных, два часа обсуждали детали подготовки к Сочи
  • Запись от 8 января 2014 года
  • Киушкин пришел с множеством новостей. Кроме того, он принес свежеприготовленный «Мартини»
  • Запись от 13 января 2014 года
  • Речь идет о помощнике Ирины Родионовой — сотрудник ЦСП Алексее Киушкине, который принес Родченкову коктейль «Дюшес», давший название одноименному списку, по которому теперь одного за другим дисквалифицируют российских атлетов.

    «Дюшес» представляет собой три типа анаболических стероидов (метонолон, тренболон и оксандролон), а также элитный алкоголь (для женщин – «Мартини», для мужчин – «Чивас Ригал»). Этой смесью необходимо было полоскать рот.

  • Хорошо позавтракал. Весь день балдел от нового телефона. Снова прорвались без очереди. Собрание устроили, много вопросов. Но проб чего-то нет. Рвалась ко мне Кристиан Айотт. Я ее сегодня отвадил. Приходил Слаутин с Поповой, очень важное было совещание, подправили. Подремал немного – хорошая у меня кроватка. Родионова недоступна. Где она?? Не один из пяти телефонов ее не отвечает. Поехали с Настей в аэропорт, там встретил Катрин Гобель и Ванессу. Отвезли в (неразборчиво) Батюшки! Там уже заселились Зденек Хундела и Жан Лили. Как мы сбились на день. Чудеса. Но хорошо нашлись. Быстро доехали обратно. Позвонил Кравцов – Юрьева и Старых попались
  • Запись от 28 января 2014 года
  • Кристиан Айотт — директор монреальской антидопинговой лаборатории, Алексей Слаутин — руководитель управления допинг-контроля медицинского департамента АНО «Оргкомитет Сочи-2014», Екатерина Попова — руководитель управления внутренних коммуникаций АНО «Оргкомитет Сочи 2014».

  • Нет никакого четкого понимания плана, это просто кошмар. Мутко очень волнуется из-за биатлона, все выходит из под контроля, полный хаос.
  • Запись от 29 января 2014 года
  • В январских записях Родченков критикует российских чиновников за то, что они не могут доставить тысячи заранее подготовленных чистых допинг-проб российских спортсменов из Москвы в Сочи.

    Спортсмены, включенные в допинговую программу, заранее собирали чистые образцы мочи в баночки из-под детского питания и бутылки от колы, а заведовала банком чистых проб замдиректора ЦСП Ирина Родионова.

    В это же время становится известно о положительных допинг-пробах биатлонисток Екатерины Юрьевой и Ирины Старых.

    Страница из дневника Родченкова
    Фото: nytimes.com
  • Закончил полную инвентаризацию. Здесь ничего не готово.
  • Запись от 1 февраля 2014 года
  • В этот день Родченков по указанию Нагорных осмотрел здание, прилегающее к его лаборатории и контролируемое ФСБ.

    Там тайно хранились привезенные в Сочи чистые анализы мочи, и Родченков был недоволен, что образцы никак не были отсортированы – ни по виду спорта, ни в алфавитном порядке.

  • Нагорных разбудил – к Мутко идти сегодня. Поплавал в бассейне – вода ледяная. Позавтракал, пораньше приехал на работу – подготовил все материалы для Мутко. Встретился у вокзала с Родионовой, поговорили. Полчаса прорывался в оргкомитет. Там сидели с Нагорных с Мутко, прошли по всем вопросам. Он хочет оставить Сочи как запасную площадку. Поговорили с Мелешковым. Забрал Аню, Олю и Сашу, поехали в [неразборчиво]. Очень хорошо покушали там.
  • Запись от 3 февраля 2014 года
  • В этот день Родченков передал Мутко копию «списка Дюшес», с фамилиями российских олимпийцев, участвующих в допинговой программе.

    Во время беседы Мутко предложил сохранить лабораторию в Сочи как место для будущих экспериментов.

    Юрий Мелешков — советник министра спорта.

  • Вымылся, покурил, собрался поесть на завтраке кашки и творожку, пришел пешком в лабораторию, оделся в костюм, приехал в контроль-центр, повстречал Лешу Плескова. Два с лишним часа заседали, я рассказал про наши анализы. Хеммерсбах меня одобрил большим пальцем. Нагорных и Мутко меня ждут, позавтракали с Сюзан. Потом на моей машине с какой-то бестолковой теткой сделали три круга по олимпийскому парку, чтобы попасть в олимпийскую деревню. Поставили машину, пешком прошли на территорию 17 корпуса. Там [неразборчиво] и Виктория, все вокруг меня суетятся, сделал УЗИ и рентген. Слава богу, вывиха нет, а сухожилие порвано всего на 40 процентов, через две недели заживет. Шли с Коновым в 40 корпус, там сидят Нагорных и Мутко. Не говорили. И меня – второй раз за три часа – накормили обедом! Филе сибаса и суп фасолевый с бараниной. Доел виноград за Мутко. Шел пешком к КПП, там меня [неразборчиво] и Кудрявцев ждут. ОНС, вернулись и все валятся с ног. Я переоделся, снял костюм, отвез всех спать в Азимут. Заехал в (неразборчиво), купил Баунти и лекарства для (неразборчиво) Богосяна – он вдрызг простудился. Девчонки пошли на концерт, мы смотрели финальные заезды двоек мужчины бобслей – Воевода и Зубков стали олимпийскими чемпионами. А перед эти был биатлон – масс-старт. Домрачева фантастически уверенно выиграла и завоевала третью золотую медаль.
  • Запись от 17 февраля 2014 года
  • Петер Хеммерсбах — директор норвежской антидопинговой лаборатории, Алексей Плесков — директор департамента по медицинскому обслуживанию и допинг-контролю АНО «Оргкомитет Сочи 2014».

    В тот же день женская сборная России по хоккею закончила выступления на Олимпиаде и Родченков писал, что всю ночь подменял пробы хоккеисток — вернулся в отель «Азимут» только в 5 утра.

    Дело Лашмановой

    14 марта 2014 года Родченков писал, о телефонном разговоре с Мутко, которому не нравилось то, что неэффективно скрывается факт употребления допинга ходоком Еленой Лашмановой — олимпийской чемпионкой Лондона-2012.

  • Он хорошо загорел в Мексике. Я бился с ним полтора часа. Постепенно Нагорных сдался. Мы договорились пойти к Мутко в 1:00
  • Запись от 21 апреля 2014 года
  • Родченков спорил с Нагорных о том, стоит ли фальсифицировать отчет по Лашмановой. Он боялся, что это может привлечь лишнее внимание и подставить под угрозу аккредитацию лаборатории.

    В июле 2014 года Лашманова была дисквалифицирована на два года за применение генного допинга GW501516. Она стала 13-й дисквалифицированной спортсменкой из группы тренера Виктора Чегина.

    Страница из дневника Родченкова
    Фото: nytimes.com

    Реакция Следственного комитета

    Стремительнее всех отреагировал Следственный комитет РФ, который выступил с заявлением еще до того, как как дневники Родченкова были опубликованы.

    Формально СК дал развернутый комментарий по уголовному делу о злоупотреблении полномочиями и уничтожении допинг-проб в Московской антидопинговой лаборатории, главным фигурантом которого и является сбежавший в Америку Родченков.

    Но выглядит это заявление как ответ мировому сообществу на череду отстранений российских спортсменов, и сводится к двум тезисам: «ваши доказательства — не доказательства» и «он сам все придумал и сделал».

    При этом два этих тезиса нередко противоречат сами себе. Сначала СКА заявляет, что российские эксперты продолжают настаивать на том, что нелегальное вскрытие пробирок с допинг-пробами без нарушения целостности их защиты невозможно.

    После чего тут же сообщает, что манипуляции с результатами допинг-тестирования спортсменов в СКР считают личной инициативой Родченкова, заметающего следы, при этом, видимо, как-то научившись нелегально вскрывать пробирки.

    Ну а заявления Родченкова о сокрытии на государственном уровне фактов употребления допинга спортсменами в СКР называют «голословными и бездоказательными».

    Это имело бы куда больший вес, если бы репутация российских правоохранительных органов не была настолько исчезающе мала и при этом с ног до головы покрыта свидетельствами коррупции, предвзятости, непрофессионализма, и полного отсутствия независимости.

    Реакция спортивного сообщества

    А вот от Виталия Мутко комментариев добиться не удалось — заместитель председателя правительства России заявил, что у него «нет времени сейчас читать» материал The New York Times.

    Что касается встреч с Родченковым для разработки допингового коктейля, Мутко заявил, что все его «встречи регламентированы».

    Бывший заместитель министра спорта Юрий Нагорных также отказался комментировать свое участие в разработке допингового коктейля. «Я ничего уже давно не комментирую», — сказал он

    Куда более охотно комментировали публикацию главы спортивных федераций, не жалеющие нелицеприятных эпитетов в адрес Григория Родченкова.

  • Сергей Крянин
  • Вице-президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР)
  • Я считаю его ненормальным человеком, который рассказывает сказки. Нормальный человек не может такого делать. А те факты, которые он приводит, не выдерживают никакой критики. Любой профессионал скажет, что тот же коктейль «Дюшес» применить невозможно. Все его заявления – это сказки. Я не уверен, будет ли МОК перепроверять публикации дневников Родченкова и пытаться установить их подлинность, потому что организации ведет себя соответственно заявленной в последние полтора года политике. И какие он сделают выводы из публикаций, я сказать не могу. Но уверен, что политика МОК и WADA ведет к расколу в олимпийском движении. МОК работает по заранее прописанному сценарию, и у них есть цель. В моем понимании, есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы внести раскол в спорт
  • Альберт Демченко
  • Главный тренер сборной России по санному спорту
  • Наш вид спорта сродни шахматам и автогонкам класса «Формулы-1». А Родченкову и остальным, кто считает, что «Дюшес» может помочь добиться высокого результата, мы можем предоставить возможность спуститься на санях по трассе, предварительно выпив этот чудо-коктейль. Только непонятно, как далеко уедут эти допингеры и поможет ли им в этом «Дюшес». У меня на этот счет не самые хорошие ожидания.
  • Владимир Барнашов
  • Председатель тренерского совета Союза биатлонистов России (СБР)
  • Уже нет слов, чтобы обсуждать решения независимой комиссии МОКа, хочется выйти на улицу и кричать от несправедливости. Ужас какой-то. Наплевать в душу людям, безосновательно осудить тех, кто всю жизнь отдали спорту и честно стремились к олимпийским медалям. Ладно бы в пробах спортсменов были обнаружены запрещенные препараты, но речь идет о гипотезах швейцарского профессора Кристофа Шампо, что пробы могли быть вскрыты сотрудниками ФСБ, или о показаниях Григория Родченкова, сбежавшего из своей страны. Это и есть неопровержимые доказательства вины? Как на это может реагировать нормальный человек? Только с возмущением. Что касается Родченкова, то я никогда его не видел. Он не имел никакого отношения к биатлонной команде. Работать с ним запрещали все руководители СБР
  • Николай Валуев
  • Экс-боксер, депутат
  • Какая может быть реакция на дневники этого товарища. И ведь неизвестно, когда они были написаны. Может быть, они ему были продиктованы, или он их сам написал, чтобы его не выгнали из США? О чем тут вообще можно говорить? Я вам сколько угодно дневников напишу за час. New York Times будет это публиковать, как думаете? Вообще это издание в последнее время «жжет». Помните истории о том, что сборная России может выступить на Олимпиаде в Корее без гимна? Эта газета считается серьезной, а на деле публикует бог весть что. Однако вся эта ситуация, к сожалению, напрямую влияет на отношения к нам со стороны МОК и WADA. Вообще, вокруг нас нагнетается истерия и преследуется конечная цель по недопуску сборной России на Олимпиаду. Все делается именно для этого
  • Президент Федерации биатлона России Александр Зубков, лишенный комиссией Освальда двух золотых медалей Сочи заявил, что вообще «никогда сам не видел» и не встречался с Родченковым.

    Юрист Филипп Бяртч, представляющий интересы российских спортсменов, заявил, что дисквалифицированные атлеты и их адвокаты не имеют доступа к дневнику Родченкова.

  • Филипп Бяртч
  • Юрист
  • Что касается дневников Родченкова, единственное, что мы видели, это отредактированные отрывки отдельных страниц, где были отдельные выдержки. Родченков предоставил этот дневник в средства массовой информации, но мы его не видели. Комиссия МОК с ним вроде бы ознакомилась. Неоднозначная процедура: СМИ имеют доступ к ним, а спортсмены и адвокаты не имеют доступ к доказательствам. Это очень сложный вопрос.
  • Представители МОК и ВАДА, разумеется, куда серьезнее относятся к свидетельствам Родченкова.

  • Ричард Макларен
  • Автор доклада о допинге в российском спорте
  • Иногда я даже сомневаюсь, что они вообще читали мой доклад. Чем дольше они отрицают мой доклад, тем больше для них вероятность получить новые санкции. Что касается Родченкова, то в той ситуации, в которой он сейчас находится, ему было бы крайне опасно врать. Посредством ряда детальных показаний он дал нам возможность понять систему. Это, опять же, позволило нам проверить базу данных результатов тестов из России и понять ее. Я дважды через других свидетелей проверил все, что сказал Родченков. Также были проведены научные исследования, в том числе анализ уровня содержания соли и ДНК-тесты.
  • Беннетт Кляйнберг
  • Адвокат Григория Родченкова
  • Доктор Григорий Родченков поделился правдой о государственной поддержке допинговой программы в России. Его факты были проверены всеми возможными способами, – ответил на запрос «СЭ» . – Хотя многие детали российской допинговой программы еще не были опубликованы, доктор Родченков тесно сотрудничает с теми, кому нужна его помощь и доказательства. Учитывая уровень коррупции в спорте, очевидно, что многие хотели бы остаться неизвестными. Цели Родченкова не являются политическими. Он также не пытается нанести ненужный вред российским спортсменам. Ему нужны только правда, реформы, мир и безопасность.
  • Страница из дневника Родченкова
    Фото: nytimes.com

    Реакция СМИ

    «Как и в электронных письмах, в дневнике Родченкова описываются конкретные действия по сокрытию положительных проб спортсменов, указываются их фамилии, фиксируются даты встреч с руководителями, раскрываются схемы махинаций, в том числе те, что были использованы во время Олимпиады в Сочи.

    Но есть несколько вопросов. Зачем вообще вести дневник, да еще такой подробный, если ты являешься ключевой фигурой суперсекретной спецоперации, которая может претендовать на звание "аферы века"? Родченков в своей колонке писал, что работал под прикрытием агентов ФСБ, неужели он не боялся, что за ним ведется слежка и его могут раскрыть? Вряд ли бы кто-то из представителей спецслужб одобрил его идею записывать в тетрадочку хронологию действий, направленных на обман мирового спортивного сообщества.

    Почему Родченков предъявил его только сейчас, спустя полтора года после начала расследования? Он мог сразу отдать его тому же Макларену, но почему-то придержал этот козырь в рукаве. Это все косвенное доказательство того, что ведется игра. Родченков тщательно отслеживает движения МОК и как только почувствовал, что чаша весов может качнуться в пользу России, тут же разыграл припасенную карту», — задает вопросы автор «Советского Спорта» Сергей Подгорнов.

    «В рукописях содержатся описания событий четырехлетней давности и мысли ученого. Он, как и прежде, описывает все в красках – с эмоциями, яркими эпитетами и категоричными суждениями. Называет фамилии. Встречи с руководством, планирование действий, реализация, результаты... Письменные свидетельства о такого рода работе удивительны сами по себе. Согласитесь, если вы участвуете в секретной операции, фиксировать свои шаги и хранить дневники с подробностями в высшей степени неосторожно! Это поддается логике лишь в одном случае – если это делается для того, чтобы потом представить их в качестве доказательств впоследствии. Возможно, Родченков уже тогда планировал побег и "чистосердечные признания".

    Также есть вопрос: насколько откровенен был Родченков в своих дневниках, писал ли все как есть или интерпретировал действительность, чтобы в будущем написать и опубликовать, к примеру, детективную историю? В такой ситуации хочется более серьезных доказательств: к примеру, показаний хотя бы еще одного свидетеля. Больше года прошло с начала расследований, а в свидетелях по-прежнему всего один человек – Родченков. Теперь еще – его дневники. Очевидно, что сторона обвинения в ходе расследования сделала для поиска доказательств все возможное и невозможное. Но почему такая же прыть не была проявлена для поиска фактов со стороны защиты. Или следствие с самого начало исходило из обвинительной установки?», — сомневается колумнистка «Спорт-Экспресса» Елена Соболь.

    В центре внимания
  • Главное Олимпиада-2018 Футбол Прогнозы на спорт Букмекеры Хоккей Теннис Бокс Прочие