Двадцать лет под началом Хорнера — и смазанный конец эпохи
Кристиан Хорнер пришёл в «Ред Булл» в 2005 году, когда компания только купила команду «Ягуар» за символический фунт стерлингов. Тогда 31-летний Хорнер сидел в машине на парковке у завода в Милтон-Кинсе, дожидаясь, пока уволят предыдущего босса, а внутри коллектива знал всего одного человека. Двадцать лет спустя Хорнер знал каждого сотрудника лично.
Под его руководством «Ред Булл» вырос из середняка чемпионата в титанов «Формулы-1». Команда собрала шесть Кубков Конструкторов (четыре с Феттелем и два с Ферстаппеном) и восемь личных титулов, а Макс — всё ещё действующий чемпион. Особенно яркими стали последние годы, а рекордный сезон-2023, когда Ферстаппен выиграл 19 из 22 гонок, казался началом новой вечной династии.

Но всё изменилось. Последние полтора года «Ред Булл» сотрясают скандалы и внутренние распри. В их центре оказался сам Кристиан Хорнер. Его обвинили в неподобающем поведении, расследование завершилось отсутствием доказательств, а решение подтвердили в апелляции. Но утечки личных сообщений и фото быстро разлетелись по паддоку и мировой прессе. Обстановка внутри команды оставалась напряжённой.
Политическая война в «Ред Булл»
После смерти Дитриха Матешица в 2022 году над «Ред Булл» нависла новая угроза: внутренняя политическая война между двумя акционерами. 49% акций компании принадлежит австрийской ветви, представленной Марком Матешицем, сыном Дитриха. Контрольный пакет, 51%, остаётся у тайской семьи Ювидья, во главе с Чалермом Ювидьей.
Ювидья долгое время считался союзником Хорнера. Он лично приезжал на «Гран-при Бахрейна», всего через несколько дней после закрытия дела против Хорнера, и радостно праздновал победу Ферстаппена. Но к середине 2025-го стало ясно: союз треснул. Внутри «Ред Булл» окончательно оформились настроения, что перемены в команде неизбежны. И Хорнер, несмотря на всё своё влияние, лишился главной поддержки. Именно это расчистило путь к его уходу.
Но уход Хорнера — лишь вершина айсберга. За последние два сезона «Ред Булл» лишился ключевых фигур, которые много лет определяли успехи команды.
Роб Маршалл, один из главных инженеров и бывший шеф-дизайнер эпохи Феттеля, покинул команду ради «Макларена». Адриан Ньюи — инженер, чьи аэродинамические гении творили чемпионские машины «Ред Булл» — в 2024 году объявил об уходе и подписал контракт с «Астон Мартин». Ньюи, пожалуй, был самой влиятельной фигурой в технической части команды, именно он находил лазейки в регламенте и создавал болиды, против которых не могли бороться соперники.

К исходу 2024-го из команды ушёл Джонатан Уитли, спортивный директор, который с 2006 года работал в «Ред Булл», и перешёл в «Заубер», готовясь возглавить команду в эпоху «Ауди». Руководитель стратегии Уилл Кортни тоже принял предложение «Макларена», хотя пока ждёт разрешения на переход к соперникам.
Это не просто уход сотрудников — это утрата огромного пласта знаний и связей, которые формировались почти два десятилетия. Хорнер всегда подчёркивал, что сила «Ред Булл» — в глубине резерва инженерных талантов. Но, как шепчут в паддоке, из стабильных команд люди так быстро и массово не бегут.
Машина буксует, и это не шутка
Все эти политические бури наложились на вполне ощутимые проблемы на трассе. В 2022 году «Ред Булл» казался королём новой эры: команда лучше всех адаптировалась к концепции машин с граунд-эффектом и полностью контролировала сезон. Ферстаппен легко забрал титул, команда — Кубок конструкторов.
В 2023 году доминирование казалось абсолютным. Ферстаппен выиграл 19 гонок из 22, конкуренты выглядели статистами. Но в 2024 году «Ред Булл» резко сбавил. Да, начало сезона было многообещающим, но «Макларен» сумел нагнать и даже превзойти чемпионов. К середине 2025 года стало очевидно, что «Ред Булл» переживает серьёзный спад. Команда идёт лишь четвёртой в Кубке конструкторов с 172 очками, сильно уступая «Макларену», а также отставая от «Мерседеса» и «Феррари».

Главная проблема машины — непредсказуемый баланс. Болид слишком нервный в быстрых поворотах и капризен к настройкам, из-за чего даже Ферстаппену стало сложнее компенсировать его недостатки. Он по-прежнему тащит команду в одиночку, набрав 165 очков из 172 возможных — это более 95 процентов всего командного результата. Вторая машина «Ред Булл» больше года не финишировала в топ-5.
Надежды на обновления остаются. «Ред Булл» готовит апгрейды, а Ферстапппен теоретически всё ещё в борьбе за титул. После половины сезона он уступает лидеру чемпионата Оскару Пиастри 69 очков. В 2022 году он отыграл отставание в 46 очков у Леклера, но тогда «Феррари» самоликвидировался из-за множества ошибок. Сейчас «Макларен» выглядит слишком цельной структурой, чтобы дарить такие шансы.
В «Формуле-1» один болид не может выиграть титул. «Ред Булл» уже долго мучается со вторым пилотом. После неплохого старта в сезоне-2023, Серхио Перес морально развалился в следующем году и покинул команду. Его заменил Лиам Лоусон, но его хватило всего на две гонки. Затем в кокпит посадили Юки Цуноду, который за десять гонок набрал лишь семь очков.
Раньше вторая машина «Ред Булл» приносила около трети командных баллов, а сейчас — меньше двадцатой части. На фоне «Макларен», где оба гонщика регулярно берут подиумы, это выглядит кромешной катастрофой.
Останется ли Ферстаппен?
И всё это выводит к ключевому вопросу: останется ли Макс Ферстаппен? Контракт у него действует до 2028 года. Но слухи о возможном переходе в «Мерседес» или другую топ-команду становятся всё громче. Макс отвечает уклончиво, говоря лишь, что «поэтому он и подписан с Ред Булл». Но прямого обещания остаться не даёт.

Йос Ферстаппен, отец Макса, был яростным критиком Хорнера во время скандала, заявляя, что «Ред Булл» «разорвётся на части», если тот останется. Уход Хорнера вроде бы должен был снять напряжение, но будущего Макса это не гарантирует.
Перелом или начало конца?
Кристиан Хорнер ещё недавно признавал, что для «Ред Булл» наступает новый цикл. В 2026 году вступят в силу новые правила, машины станут легче и манёвреннее, половина тяги будет обеспечиваться электричеством, а топливо станет полностью экологичным. Для «Ред Булл» это означает необходимость создавать всё заново, причём с собственным мотором, который они разрабатывают вместе с «Форд». Хорнер говорил, что 90 процентов усилий команды уже переведено на проект машины-2026. Но теперь этот проект придётся вести без людей, которые много лет были основой технической мощи «Ред Булл».
«Ред Булл» оказался в крайне уязвимом положении. Политический раскол внутри владельцев, массовый исход инженеров, непредсказуемая машина, провал второго пилота и шаткое будущее Ферстаппена — всё это создаёт атмосферу, в которой команда рискует быстро откатиться в середняки чемпионата. Если Макс уйдёт, «Ред Булл» потеряет не просто быстрого гонщика. Он стал символом этой команды, её смысловым центром. И тогда уход Хорнера окажется лишь первым ударом в цепочке куда более глубокого кризиса.
Сегодня «Ред Булл Рейсинг» стоит на распутье. И от того, как команда справится с этой бурей, зависит, останется ли она великой силой «Формулы-1» — или превратится в призрак своих чемпионских лет.