Итак, дорогие читатели, представьте себе, что вы снова на трибуне ванкуверского Дворца спорта Pacific Coliseum, где вот-вот начнутся финальные состязания двух групп спортивных пар, получивших вчера наиболее высокие оценки.

GettyImages

Как вы помните, результаты короткой программы оказались сюрпризом не только для самих участников, но и для их национальных федераций.  «Великолепную пятёрку» лидеров возглавили Cюэ Шэнь/Хунбо Чжао, Алёна Савченко/Робин Шолковы, Юко Кавагути/Александр Смирнов, Цинь Пан/Цзянь Тун и Дань Чжан/Хао Чжан.  Мария Мухортова с Максимом Траньковым и Вера Базарова с Юрием Ларионовым разделили восьмое и двенадцатое места.

Ночью я смотрел прокат последней группы на малюсеньком экране внутри компьютера.  Проглядев сегодня выступления в записи, я убедился, что Савченко и Шолковы получили больше, чем заслужили и, если бы судейство было объективным, стали бы в лучшем случае третьими, а то и четвёртыми или даже пятыми.  Китайцы показали весьма неплохие, сложные короткие программы.  Конечно, жаль Машу с Максом, упустивших шансы на Олимпийскую медаль, но в своих ошибках они могут винить только нервную систему и тренера.

Всё это было вчера.  А сегодня высохли слёзы вчерашнего поражения, укрыта в глубине души радость вчерашней победы, подтянуты и настроены на новое выступление струны нервов.  Выдержат ли струны предельное, а то и запредельное натяжение?

Наверное, Тамаре Николаевне Москвиной не удалось скрыть от Юко Кавагути дурно пахнущее россистское высказывание чиновницы от спорта Ирины Родниной, опубликованное в газете «Советский спорт» 12 сентября 2009 года: «Мне кажется, что такому красавцу, как Александр Смирнов, можно было найти хорошую российскую девочку.  Выбор партнёрши вызывает у меня сомнение».

Прославленная, орденоносная «парница» прошлого века не только потеряла чувство такта и приличие, но и позволила себе оскорбить фигуристку, которая уже много лет тренируется у Игоря Борисовича и Тамары Николаевны Москвиных и не только свободно говорит по-русски, но и получила российское гражданство – то есть, является россиянкой.  И, если Родниной невысокая японка не показалась красавицей – это её личное мнение, которое полезнее было бы оставить при себе.  Особенно той, кого во времена спортивной карьеры за рост и изящность фигуры называли «летающей табуреткой».

Позволю себе сосредоточить ваше внимание на наших и лучших парах – остальные катались либо для будущего, либо для статистики, либо просто для себя.

Вера Базарова и Юрий Ларионов показали сложную, насыщенную программу – которую, однако, прокатали не чисто, со многими помарками.  Тем не менее, ребята доказали, что сборная России на Олимпиаду 2014 года в Сочи имеет полное право на них рассчитывать.

Но для этого я бы позволил себе порекомендовать Людмиле Калининой поехать с парой к Игорю Борисовичу и Тамаре Николаевне Москвиным для того, чтобы с помощью великих мастеров огранить эти алмазы до стадии бриллиантов.  Cлишком мало у пермяков умения показать себя с «шоколадной» стороны, мало блеска, их движениям явно не хватает пластики тигра.

Иначе, опасаюсь, Валентин Писеев просто отберёт перспективную пару у Калининой и отправит их к какому-нибудь Олегу Васильеву, а тот сломает им карьеру, как уже сломал Виктории Волчковой, Наталье Шестаковой, Павлу Лебедеву и другим.

Дань Чжан/Хао Чжан, проигравшие в Турине только Тотьмяниной и Маринину, занимали после короткой программы всего лишь пятую позицию.  Поэтому в произвольной они старались подняться как можно выше.  Была у них красивая, сложная программа, с массой трудных элементов и оригинальных поддержек.  Правда, партнёр улетел на лёд с каскада 2А-3Т, но пятое место китайцы за собой оставили.

За ними на лёд вышли Мария Мухортова и Максим Траньков – на мой взгляд, жертвы своего тренера.  Фигуристы выглядели ещё более усталыми, чем на чемпионате Европы.  В их исполнении знаменитая «История любви» выглядела спектаклем, исполняемым в тысяча первый раз.  И Маша, и Максим наделали несколько ошибок в прыжке «тройной сальхов», в каскаде 3Т-2Т, и в других элементах.  Но всё-таки сумели подняться с восьмого места на седьмое.

Наверное, Васильев должен потребовать от ИСУ, чтобы судьи уподобились Фемиде и надевали на глаза тёмные повязки – вслепую его питомцы, может быть, и получат награды при таком катании.

В последней группе первыми показывали своё мастерство чемпионы Европы.  Первым элементом у них был заявлен выброс сальхов в четыре оборота и весь мир фигурного катания устно и письменно гадал: пойдут ли Юко и Александр на риск?  Даст ли им тренер благословение на этот риск?  Как выяснилось позднее, нет.  Но нервы Юко, как я и опасался, всё равно дали сбой.  Сальхов потерял один оборот, Юко ошиблась в одном месте, упала в другом.  «Чудесный сплав» Тамары Москвиной дал трещину на самом последнем испытании на прочность и оказался рядом с пьедесталом.

Не без падения прошло и катание немецкой пары.  Но Инго Штойер не хотел рисковать и включил в произвольную программу только те элементы, которые Алёна Савченко и Робин Шолковы могли выполнить даже вслепую.  Что, согласно новым правилам судейства, было оценено достаточно высоко, и пара получила Олимпийские медали.  Правда, бронзовые, хотя очень хотели золотые.  Но хотеть не вредно.

Китайская пара Цинь Пан/Цзянь Тун показали высочайший уровень парного катания – с огнём, перцем, элегантностью и многим другим.  Они были намного лучше немцев и даже лучше всех остальных, но ошибки в короткой программе заменили им золотую медаль на серебряную.

А Олимпийскими чемпионами Ванкувера стали ветераны китайского парного катания, Сюэ Шэнь/Хунбо Чжао, бронзовые призёры Турина.  Кажется, впервые в истории парного катания Россия осталась без единой медали.

Самыми опасными соперниками на Олимпиаде в городе Со-Чи будут, несомненно, китайцы.  Для того чтобы их победить, нужно, в первую очередь, восстановить Советский Союз и существовавшую в его времена систему льгот для лучших спортсменов и их родителей.

Частично и потихоньку это уже делается – Россия практически вернулась к однопартийной системе власти и пытается накрыть крыльями двуглавого орла вылетевших из гнезда птенцов.  Тех, которые решили, что уже научились летать самостоятельно.

Останется только вернуть контроль над системой прописки, восстановить в крупнейших центрах страны государственные предприятия, на которые можно было бы устраивать родителей талантливых фигуристов – и лет через пятнадцать-двадцать опять можно будет собирать все медали.  Если, конечно, цены на нефть и газ не слетят в подвал.