Игры вроде This War of Mine и Frostpunk выделялись тем, что проверяли не только реакцию или умение распоряжаться ресурсами — они оказывали давление на совесть.
Выживач The Alters продолжает эту традицию, но уводит ее в научно-фантастическое русло. Классический вопрос: «А что, если бы ты встретил ту версию себя, которая все сделала правильно? » — становится основой повествования, — пишет Wolfsgamingblog.
Вы играете за Яна Дольского — бедолагу, застрявшего на враждебной чужой планете. Найти спасение можно лишь одним способом: поддерживать в рабочем состоянии нечто вроде ходячего хомячьего колеса — мобильную базу, которая защищает от смертельного солнца.
По пути придется искать ресурсы, устранять неисправности и разбираться с собственными клонами, созданными из странного вещества под названием рапидиум.
Работенка так себе — постоянный стресс вперемешку с экзистенциальным кризисом. И все это вместилось в жанр игры на выживание и строительство.
Будто этого мало, начальник регулярно выходит на связь и требует больше рапидиума. В довесок — бывшая жена каким-то образом получила номер космической базы. Потому что, разумеется, угрозы возгорания или самоубийственного клона недостаточно. Возможно, она и есть главная опасность и ей стоит отправить одного из клонов?
В общем, проблем у героя выше крыши. Даже если убрать всю философию и моральные дилеммы, The Alters — это симулятор менеджера в зоопарке, где подчиненные — это профессиональные, но чертовски агрессивные обезьяны, и все с одинаковым лицом.
Каждый день в игре сравним с гонкой со временем. Солнце здесь неумолимо, и если не успеть укатить базу в тень, можно поджариться, как картошка в мундире.
Каждая минута важна. Днем вам предстоит в третьем лице исследовать местность в поисках металла, органики и кристаллов, помечая точки для сбора. Но добыча — лишь начало.

Все эти ресурсы необходимо перерабатывать в детали: фильтры от радиации, конструкции для модернизации базы и всякую полезную мелочь, без которой клоны не выживут, а вы слетите с катушек.
В основе игрового цикла The Alters лежит крафт. Так, герою предстоит изготавливать снаряжение для исследований — вроде лестниц и крюков — собирать модули для расширения базы, следить за питанием, сном и психическим здоровьем всей толпы клонов.
Каждая система плотно вплетена в другую: не построишь комнату без каркаса, не соберешь каркас без переработанного металла, не получишь металл без функционирующего перерабатывателя — и так по кругу.
Порой это вынуждает делать болезненный выбор: улучшать жилые модули ради состояния клонов или вкладываться в аккумуляторы, чтобы иметь возможность заниматься исследованием дальше? Баланс приоритетов превращается в настоящее жонглирование, особенно под гнетом вечно тикающих часов.
Добыча ресурсов также является процессом, состоящим из нескольких этапов. Сперва создаются шахтные станции, затем они подключаются к базе с помощью опор.
Но перед этим нужно воспользоваться барахлящим сканером, чтобы отыскать залежи — будто бы данная механика была создана лишь затем, чтобы сожрать и без того скудное дневное время.
По пути можно подбирать разбросанные ресурсы, расчищать завалы или собирать личные вещи, которые потом дарятся клонам для поднятия настроения.
Обычный день Яна выглядит примерно так: подъем, распределение клонов по шахтам, работа над фильтрами от радиации. Далее героя ждет поход за минералами, чтобы соорудить крюк и перебраться через лаву.
Но база сыпется на глазах, шахтер психует, магнитная буря надвигается, хранилища забиты, солнце вот-вот прожарит все к чертям, начальство на связи, клоны ноют, аномалии в воздухе — да замолчите вы все хоть на секунду, дайте подумать!

Кстати о клонах. Все они — это Ян. Все озвучены Алексом Джорданом, который явно наслаждается парадом акцентов.
Отношение этих «вас» к вам варьируется от холодной вежливости до полной ненависти, иногда с нотками откровенного психоза. Чтобы не превратить базу в худшую в истории парилку, придется учитывать их характеры в диалогах и решать, тратить ли ресурсы на удовлетворение их капризов.
Легкой прогулкой The Alters точно не назовешь. К концу первого акта один из клонов может легко отрезать себе руку в условиях отсутствия лекарства.
Эти ходячие, говорящие символы психического здоровья нужны не для антуража — без них нельзя поддерживать базу, бурить ресурсы и выполнять миллион других задач.
Вся концепция выглядит блестяще-извращенной. И, как водится у 11 Bit, это не просто трюк: клоны — это не копии, а альтернативные «вы», рожденные из других путей, по которым могла пойти ваша жизнь.
Один — ветеран войны, другой — инженер, третий — сломленный наркоман. У каждого есть полезные навыки, но и свой груз, без которого они работать не будут. Придется копаться в их прошлом и характерах, если хочется, чтобы они стали чем-то большим, чем обузой.
Психология здесь также не для галочки — она вплетена в саму механику и сюжет. Моральные развилки ощущаются по-настоящему весомыми, а сценарии «а что если» подталкивают к повторным прохождениям.
Все альтернативы за один заход изучить не выйдет — и в этом главная фишка The Alters.
Сравнения с фильмом «Луна 2112» Данкана Джонса напрашиваются сами собой — и они явно неслучайны. Это классическая научная фантастика: не про пришельцев, а про личность, выбор и последствия.
Никакого блокбастерного пафоса. Скорее, это как мрачноватое независимое кино с AA-бюджетом. И хотя деньги были потрачены грамотно — особенно в визуале — местами все же заметны огрехи в мимике и анимации.
Тем не менее игра выглядит впечатляюще: с пронзительными тенями, пустынными инопланетными пейзажами и базой, будто спроектированной IKEA после пары бокалов.
Вывод…
The Alters — выдающаяся игра. Она умна, оригинальна и эмоционально насыщена, как и положено проекту от 11 Bit. Но понравится она не каждому.
Масштаб, сложность, управление базой и клонами — все это может вызвать перегруз.
Если вы выжаты, как лимон, The Alters может не зайти. Но если поймать нужное настроение, то этот опыт обеспечит одно из самых вычурных нарративных приключений года. Амбициозное, живое, пронизанное идеями, о которых хочется спорить и размышлять.