ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • 2
  • 2
  • 1
  • За Родину, до Таллина!

    Чемпионат России 2010 года, на который мне очень хотелось поехать, проходил в этом году в «Юбилейном», повидавшем на своём льду столько чемпионов Европы, мира и Олимпийских Игр, сколько будет не счесть и на трибунах стадиона в Ванкувере. Но, как писал Борис Пастернак, «Не тот это город, и полночь не та».

    Женский день чемпионата казался почти международным, так как лучшей фигуристкой России в сезоне 2010 года была признана Ксения Макарова, дитя любви прекрасной пары, Ларисы Селезнёвой и Олега Макарова.

    Лариса и Олег довольно давно живут и работают тренерами в США, у них двое детей, оба - фигуристы. Старшая, Ксюша, могла бы оказать честь фигурному катанию США, но яблонька решила приносить плоды родине.

    Об успехах Макарова-младшего мы, думаю, ещё услышим, а Ксюша, которой несколько дней назад исполнилось семнадцать, уже выросла в очаровательную девушку и сильную фигуристку. В Санкт-Петербурге Ксении давал уроки мастерства и тренер её родителей, гига-мэтр фигурного катания Игорь Борисович Москвин.

    Надежда России, чемпионка мира среди юниорок Алёна Леонова, вновь не успела вовремя перевести зажигание с позднего на раннее, и в короткой программе докатилась до промежуточного финиша только четвёртой. Мимо неё к финишу стремительно пронеслись не только две дерзких малолетних хулиганки (в самом положительном смысле этого слова) – пятнадцатилетняя Софья Бирюкова и тринадцатилетняя Аделина Сотникова, но и семнадцатилетняя «экспортная модель», Макарова.

    Надо полагать, что в ночь с 24 на 25 декабря с Леоновой серьёзно поработали, поменяв свечи и отрегулировав вспышку искры зажигания, поэтому в пятницу Алёна всё-таки сумела показать почти всё, чему научилась у Аллы Пятовой и стать второй.

    Выше Леоновой судьи оценили только ещё одну юницу, Елизавету Туктамышеву из того же Санкт-Петербурга, с которой работает Светлана Веретенникова под руководством Алексея Мишина. Лиза выиграла произвольную программу, но десятое место в короткой сделали её только бронзовым призёром чемпионата.

    Правда, возраст медалистки всё равно пока не позволяет ей выигрывать у взрослых на международных чемпионатах, поэтому третьей на чемпионат Европы возьмут, надо полагать Оксану Гозеву (седьмое место) или Катарину Гербольдт (девятое место). Из них же будут выбирать и ту, кого пошлют защищать честь российского триколора в олимпийский Ванкувер (или, подчиняясь требованиям новой российской малограмотности, заменившей многолетнюю «Шайбу! Шайбу» на «Давай, Россия! Давай красиво!», стать «давалками»). Правда, для скамейки запасных: стартовых мест у России всего два.

    Алёна Леонова с горечью заметила, что ей пришлось соревноваться с фигуристками на несколько лет моложе себя. К сожалению, она права: из-за неумной, недальновидной растраты «взрослого» резерва уже не первый год на льду чемпионатов России вынуждены выступать друг против друга девочки против девушек, Снегурочки против Ледурочек. Почти уверен: если бы среди участниц была Полина Шелепень, первая тройка выглядела бы ещё моложе.

    Порадовало и огорчило парное катание. Огорчило тем, что тренер средней руки Олег Васильев задолго до начала сезона открыл компанию по «обосрению» своего тренера и учителя, Тамары Николаевны Москвиной, и её учеников. Количество грязи, которую он вылил на страницы жадных до любого компромата СМИ, с лихвой хватило бы на три сезона беспрерывной работы грязевого курорта – будь грязь Васильева лечебной, а не помойной.

    У меня нет никакого сомнения в том, что Маша Мухортова и Максим Траньков очень хорошие фигуристы. Я знаю их со времён, когда ребята катались в разных парах у Людмилы и Николая Великовых и уверен, что сами они относятся и к Москвиной, и к Саше Смирнову, и к Юке Кавагути хорошо или, как минимум, нейтрально.

    Когда-то, лет двадцать пять назад, Васильев был неплохим фигуристом и без малого умным человеком, хотя порядочностью не отличался никогда. Но со временем его ум, видимо, опустился из головы в другой конец тела. И этот конец, ставший руководящим, может довести Васильева до многих неприятностей, не исключая «казённый дом». Правда, казённый дом, о месте в котором всю жизнь мечтает Олег Кимович, расположен по адресу «Лужнецкая, 8». Идол для Васильева – не Игорь Москвин, а Валентин Писеев.

    А порадовали, в первую очередь, екатеринбургская пермячка Вера Базарова и новосибирский пермяк Юрий Ларионов. Вице-чемпионы мира среди юниоров были на два года отлучены от международных соревнований из-за любви партнёра к запрещённым медикаментам, и за девочкой долго охотились ковбои и ковбойки из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов даже Дальнего Зарубежья.

    Но Вера менять тренера и город не хотела, в своего партнёра и друга верила и два года тренировалась с ним, не имея возможности померяться силами с будущими соперниками. Но терпенье и труд сослужили обоим хорошую услугу: выйдя на лёд «Юбилейного», Базарова и Ларионов сошли с него бронзовыми призёрами чемпионата и членами сборной России как на чемпионатах Европы и мира, так и на Олимпийских Играх. Вместе с победителями соревнований Юкико Кавагути и Александром Смирновым и серебряными призёрами Марией Мухортовой и Максимом Траньковым.

    Было крайне интересно наблюдать за тем, как будут вытанцовываться места в танцах на льду. Этот разряд фигурного катания я для себя делю на две категории: спортивные танцы (те, которые на льду) и спротивные (незаметные для постороннего глаза, проходящие за бортиком).

    В последних не на жизнь, а за хорошую жизнь, схлестнулись две пары: Елена Кустарова со Светланой Алексеевой и Ирина Жук с Александром Свининым. Наталья Линичук могла спать спокойно: Оксану Домнину с Максимом Шабалиным назначили бы лучшими изо всех выступавших даже в том случае, если бы своей произвольной программой они выбрали номер из «Ледникового периода», где партнёрша возит по льду партнёра, сидящего в инвалидной коляске.

    Хохлова с Новицким, пропустившие национальный чемпионат, уже стоят в списке Олимпийской сборной как чемпионы России, поэтому позиционная война шла за второе место (третье в сборной) и привязанную к нему путёвку в Ванкувер. В обязательном танце Екатерина Боброва с Дмитрием Соловьёвым получили второе место, Екатерина Рублёва с Иваном Шефером – четвёртое. В оригинальном танце места пар зеркально поменялись: питомцы Жук и Свинина стали вторыми, ученики Кустаровой и Алексеевой – четвёртыми, отставая от главных соперников на 1,25 балла.

    Трудно сказать, какой амуницией пользовались воюющие стороны, но за произвольную программу судьи наградили Екатерину и Дмитрия на 0,9 балла больше, чем Екатерину и Ивана. В результате Боброва и Соловьёв с ничтожным перевесом в 0,83 балла и признанием самого Дмитрия, что катались они не самым лучшим образом, едут на чемпионат Европы и Олимпийские Игры. А Рублёва и Шефер в своём, скорее всего, последнем сезоне уже проехали мимо мечты показать себя на Олимпийских Играх – если не случится чудо и кого-нибудь из переоцененных не отправят из Таллина прямо в Мюнхен, к до боли знакомому профессору-хирургу.

    Так же, как и в танцах, чемпион России-2010 в мужском одиночном катании был известен задолго до начала соревнований – олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко. Правда, сегодня в России до него не может ни докатиться, ни допрыгнуть ни один фигурист.

    Довольно давно, как только руководство ФФККР поняло, что молодым дорога везде, но только не на пьедестал почёта в Ванкувере, Валентин Писеев начал подъезжать к Мишину и Плющенко. Может быть, его больше устроил бы Ягудин, но Алексей не был готов променять свободу передвижения на ещё одну олимпийскую медаль (вряд ли золотую), которую ему могли выдать только в комплекте с пожизненным удостоверением заслуженного инвалида первой группы плюс автомобилем «от Президента» с ручным управлением и спускающейся подножкой.

    Плющенко раздумывал долго, но, обсудив с руководством ФФККР условия, разработанные им вместе с тренером, взялся за гуж. Скинув много килограммов веса, он не только полностью вернул себе спортивную форму, но и пошёл дальше. К началу чемпионата России Евгений уже выполнял не только серию четверных прыжков, но и сложнейшие каскады 3А+4Т и 4Т+4Т. Впервые за многие месяцы Плющенко удалось показать в Питере «подлеченную больную мозоль» – дорожки и вращения, которые, впрочем, пока ещё далеки от идеальных. Надеюсь, в Таллине мы увидим улучшенную, а в Ванкувере доведённую до совершенства технику.

    Второе и третье места поделили между собой Сергей Воронов и Артём Бородулин, одного из которых возьмут на чемпионат Европы. И, если посланец надежды на чемпионате Европы не оправдает, то в Ванкувер может поехать другой – то есть, третий.

    Хотя разумнее было бы послать и туда, и туда спихнутого на четвёртое место Константина Меньшова, ученика ленинградской школы. Как утверждают добрые языки, и Валентин Писеев, и Алексей Мишин терпеть не могут тренера Кости, Евгения Рукавицина, поэтому дают судьям рекомендации закопать его ученика так, чтобы тот не попал ни на один серьёзный чемпионат. Так что и на европейском первенстве, и на Олимпийских Играх дублёрами Евгения Плющенко будут не лучшие из лучших и даже не лучшие из имеющихся.

    Чемпионат страны закончился, после долгих праздников сборная России отправится в соседнюю страну на чемпионат Европы. Будет ли её марш триумфальным? Время покажет. Ждать осталось недолго.

    В центре внимания