Так уж вышло, что самые первые матчи Кубка УЕФА, которые я увидел в своей жизни (точнее, про которые помню, что видел) – это встречи «Зенита» с дрезденским «Динамо» и ЦСКА с австрийским «Штурмом» в сентябре-октябре 1981 года.  Первый раунд. 1/32 финала.

Вагнер Лав и Юрий Жирков
Вагнер Лав и Юрий Жирков uefa.com

Мне, тогда 6-летнему, уже прекрасно был известен Кубок кубков, завоеванный по весне тбилисским «Динамо», познакомился я и с Кубком чемпионов, где натужненько стартовало, но рассматривалось фаворитом розыгрыша «Динамо» киевское, мое любимое.  О шансах наших команд в новом соревновании я узнал от ленинградского комментатора Геннадия Орлова.

«Советские команды еще ни разу не пробивались в четвертьфинал Кубка УЕФА», - пропел он по ходу второго тайма (первый по ЦТ не показывали).  Реплика исчерпывающе разъяснила мне главное отличие этого турнира от двух других: там мы способны выиграть, здесь почитаем за счастье «дожить до весны».

«Зенит» под руководством Юрия Морозова проиграл тогда дрезденцам в одни ворота.  Ленинградский матч, вторую половину которого мне довелось увидеть, завершился со счетом 1:2, на своем поле противник сыграл еще сильнее – 4:1.  ЦСКА, за который играли Хидиятуллин и Тарханов, в ответной московской встрече выиграл у заштатных австрийцев со счетом 2:1, но в Граце уступил 0:1 и потому с дистанции тоже сошел.

Играли наши плохо, вяло, безынициативно и ненадежно, но из газетных отчетов я выяснил, что ничего вопиющего не произошло, просто в этом турнире не бывает слабых соперников, и советские середняки супротив них мелкотравчаты.  С тех пор так и повелось считать, что любой наш клуб в Кубке УЕФА обречен на досрочное выбывание, и даже достижение кем-то из них четвертьфинальной стадии не является поводом вывести его в разряд претендентов на итоговую победу.

Традиция соблюдалась в 80-е, сохранилась в 90-е (даже когда «Спартак» добрался до полуфинала, почти никто не верил, что он одолеет «Интер» и сделает еще один шажок по кубковой сетке) и дожила до наших дней.

В 2005 году, если помните, до разгромной победы над «Осером» в первой четвертьфинальной игре московские армейцы не воспринимались претендентами на трофей.  К «Зениту» в прошлом сезоне отношение было еще более скептическое: только разгром «Баварии» в ответном полуфинале превратил питерский клуб в фаворита, а до того ничто не могло поколебать убеждений публики в кратковременности зенитовских успехов.  Не говоря уже о том, что на ранних стадиях плей-офф никому из серьезных здравомыслящих людей и в голову не приходило заглядывать в май и пытаться увидеть там российский клуб.

И вот, похоже, времена резко изменились.  Трудно сказать, надолго ли, но зафиксировать этот факт – весьма приятный для нас – необходимо.  Факт заключается в том, что впервые за всю историю выступлений в Кубке УЕФА уже в конце февраля наши команды являются основными претендентами на победу.

Причем это те самые наши команды, которые когда-то бездарно проигрывали в 1/32 финала заштатным европейским клубам, а совсем недавно, в дни наивысших успехов, лишь благодаря фееричным матчам на решающих стадиях завоевывали расположение любителей футбола и турнирный VIP-статус.  Пройдя через тяжелейшие поражения и великие победы, «Зенит» и ЦСКА доросли до уровня команд экстра-класса, из числа которых на старте розыгрыша (или, как в данном случае, на старте плей-офф розыгрыша) сосредоточенными болельщиками избирается узкий круг главных соискателей первого места.  Сегодня наши клубы имеют все основания считаться избранными.

В кругу избранных также «Гамбург», «Вердер», «Шахтер» с киевским «Динамо» и «Манчестер Сити».  Пожалуй, все.  Остальным следует проявить себя.  Например, крупно выиграть в четвертьфинале или полуфинале.  Кое-кто из избранных – мы-то прекрасно помним – именно через эти тернии пробирался к звездам.

Дерзайте, Аяксы!