ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • Сочи-2014
  • 6
  • 8
  • 1
  • Сочи-2014: Деньги на ветер

    LiveSport.Ru оценивает, насколько готов город-курорт к старту зимних Олимпийских Игр

    До старта зимних Олимпийских игр в Сочи осталось всего 82 дня. Сочинский проект стал самым дорогим в мировой истории Игр: всего затраты оцениваются примерно в $50 млрд (около 1,5 трлн рублей).

    Однако общая картина предстоящей Олимпиады не вызывает особого оптимизма, даже если оставить за кадром многочисленные политические скандалы, окружающие ее.

    О том, как сказалось олимпийское строительство на экологии региона сказано уже много слов: нарушены границы заповедников входящих в всемирное наследие ЮНЕСКО, вырублены тысячи вековых краснокнижных деревьев, ведется незаконная добыча гравия, в отдельных районах из-за загрязнения, вызванного строительством, погибла практически вся фауна.

    При этом, несмотря на огромные траты на Игры-2014, все объекты, связанные с переработкой и утилизацией мусора Сочи исключены из программы олимпийского строительства и реализуются за счет бюджета Краснодарского края (то есть, толком не реализуются).

    В результате миллионы тонн строительных отходов размещены в отвалах на территории Сочинского национального парка, и на землях населенных пунктов. Мусор представляет немалую опасность для месторождения подземных вод – главного источника водоснабжения города Сочи.

    В городе также уже который год продолжается стройка. Нескончаемая строительная техника на дорогах, вкупе с плохой работой светофоров и ДПС, вызывают огромные пробки Но больше всего поражает иностранных журналистов и туристов непролазная бетонная жижа под ногами везде, даже там, где строительства нет. Сочинская грязь становится главным символом приближающейся Олимпиады.

    Впечатлениями о поездке делится находящийся в Сочи репортер и комментатор телеканала «НТВ-Плюс» Тимур Журавель: «Дороги, которые не известны навигаторам, минимум указателей, пробки хуже, чем в Москве. В Сочи, где тысячи машин паркуются неправильно, работают 7 эвакуаторов!».

    Впрочем, с пробками было решено бороться по-нашему, своим, особым путем. Не строить удобные развязки, не дрессировать ДПС, не эвакуировать неправильно припаркованные машины и не чинить светофоры.

    Вместо этого въезд иногороднего транспорта в Сочи будет жестко ограничен, а в некоторые зоны на своих автомобилях не будут пускать даже местных. Нет машин — нет пробок. Перемещаться граждане будут на автобусах и аэроэкспрессах «Ласточка».

    До старта Олимпиады между тем осталось менее трех месяцев. Множество объектов по-прежнему остаются частично недостроенными и не введенными в эксплуатацию, асфальт в центре города еще только укладывают.

    Бесчисленные шлагбаумы и хамовитые охранники, навязчивые таксисты и «бомбилы», трудолюбивые выходцы из Средней Азии, грязь и мусор, соседствующие с помпезными сооружениями — вот что встречает приезжающего в Сочи иностранного туриста.

    При этом, вокруг строительства регулярно возникают скандалы. В феврале Human Rights Watch опубликовала доклад «Олимпийские антирекорды», в котором рассказала о систематическом обмане и эксплуатации трудовых мигрантов на стройке в Сочи.

    Согласно докладу, рабочим по нескольку месяцев не платили зарплату, мигранты работают по 12 часов в день при одном выходном в две недели, трудовые договоры и условия их труда постоянно нарушаются.

    Есть и проблема с обслуживающим персоналом олимпийских объектов. За четыре месяца до Олимпиады там оставались незанятыми семь тысяч вакансий. В отчаянии, министерство труда направило региональным властям рекомендацию довести эту информацию до сведения местных безработных, а также начало призывать уже работающих где-то граждан «взять отпуск и поработать на Олимпиаде в Сочи».

    Даже железное правило: готовить волонтеров (уже среди отобранных в своих регионах кандидатов) на той территории, где им предстоит работать — и то оказалось забыто. Впервые в олимпийской истории тренинги решено было проводить не только в городе-организаторе, а по всей стране: прямо в тех же 26 центрах, где волонтеров набирали. Так ли хорошо будут знать иногородние волонтеры географию Сочи и расположение олимпийских объектов?

    За эпопеей с эстафетой Олимпийского огня завороженно наблюдала вся страна. Факел гас, вновь поджигался от обычной зажигалки (видимо, купленной в Афинах), вновь гас, «взрывался», снова гас, снова гас… Он успел сплавать на Северный Полюс и слетать в космос. Российское руководство все делает с размахом — танцуют все! О том, сколько денег было потрачено на это мероприятие, думать не хочется.

    Вот вам одна цифра — на изготовление факелов для эстафеты олимпийского огня из федерального бюджета было потрачено 207 миллионов рублей. В перспективе, их, конечно надеялись вернуть, рассчитывая, что все участники эстафеты захотят купить его на память за скромные 13 тысяч рублей. Но мы же знаем, как делаются дела у нас в стране. За скромную мзду, факелы «на память» можно забирать пачками, чтобы продавать их на онлайн-аукционах.

    Но это еще не все. На установку, а затем демонтаж в Сочи символики Олимпиады: олимпийских колец, талисманов Игр и прочего предполагается потратить 46,5 миллионов рублей. Техническое задание уже разместили на портале госзакупок.

    Несмотря на огромные деньги, тратящиеся на Олимпиаду, простой народ продолжает выживать как может. Мэр города Анатолий Пахомов жалуется, что за последние 20 дней предприимчивые жители Сочи своровали 800 новеньких канализационных люков. В среднем в день тащат от 30 до 50 люков. Ну и весь прочий металл, который «плохо лежит» на многочисленных стройках. Сбывают награбленное не отходя от кассы — в том же Сочи.

    Еще одна беда пришла оттуда, откуда не ждали — эксперты Всемирного антидопингового агентства (WADA) рекомендуют отозвать лицензию у московского антидопингового центра из-за опасения за качество тестирования и достоверность результатов. Есть подозрения, что в нем помогали спортсменам скрывать употребление запрещенных веществ.

    А это значит, что если будет принято решение об аннулировании лицензии у московского центра, тот не сможет обслуживать Олимпийские игры в Сочи. Больше аккредитованных WADA центров в России нет, поэтому российские специалисты не будут допущены к проведению проверок вообще, что для хозяев Олимпиады просто унизительно.

    Какие же плюсы у Олимпиады в Сочи? Самый очевидный — развитие региона. Именно об этом любят говорить чиновники, когда им кивают на огромные цифры расходов. Но развитие ли это? Так ли важна дорога Адлер – Красная Поляна и возможность за 20 минут доезжать от моря до гор?

    Американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода нового поколения Curiosity обошлась в три с половиной раза дешевле, чем стоимость этой замечательной дороги. А как вам прачечная по обслуживанию участников и гостей Игр-2014, которая обойдется в 587 млн рублей?

    Есть немалое опасение, что большая часть Олимпийских объектов будет заброшена через какое-то время после Игр и начнет медленно разрушаться и разграбляться. Достаточно посмотреть на печальные примеры в Пекине, Афинах, Турине и прочих городах, принимавших Олимпиады.

    Конечно, есть надежда, что спорткомплексы или будут функционировать, или будут перепрофилированы в привлекательные туристические сооружения и концертные площадки. Но дороговизна содержания или переоборудования очень часто берет свое. А регулярно проводить зимние соревнования в субтропиках — безумная идея.

    Большая часть подстанций, газопроводов и прочих энергетических объектов тоже будет, скорее всего, востребована лишь во время Игр. Поскольку в обычном режиме столько энергии Сочи просто не нужно, а обслуживание всех объектов городу просто не потянуть.

    Ну и напоследок еще одна интересная новость. На днях президент подписал указ, обязывающий всех россиян, приезжающих с 7 января по 21 марта 2014 года в Сочи, в течение трех дней подать заявление на временную регистрацию. Мудрое руководство ненавязчиво дает понять — оставайтесь дома, смотрите Олимпиаду по телевизору, болейте за наших — будет вам счастье. Вперед, Россия!

    В центре внимания