ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • 0
  • 0
  • 0
  • Когда плюс на минус дает плюс

    В день, когда ВГТРК выпустила в эфир свое новое детище, на первых порах заточенное под полный показ английской Премьер-лиги — канал «Спорт 1», особенно интересно поразмышлять о НТВ-Плюс. О том, как же так вышло, что из цепких годами рук вырвали едва ли ни самый лакомый кусок — Англию, а грозятся еще и матчей чемпионата России лишить, а там, глядишь, и еще чего — беда, как известно, не приходит одна.

    НТВ-Плюс. Пожалуй, это название за последние лет 15 как никакое другое вызывало противоречивые чувства у спортивных болельщиков. Любовь и ненависть. Ненависть у тех, кто не смотрел, любовь — у редких счастливчиков-абонентов. И даже тот факт, что со временем для просмотра спортивных каналов НТВ-Плюс стала не нужна тарелка (в Москве и ряде регионов все это можно смотреть через кабельные сети; не везде еще, но это дело времени), и цена вопроса относительно упала (и даже оборудование можно брать в аренду) — неважно. Как «Первый канал» до скончания веков будут звать в народе «ОРТ», так и слава НТВ-Плюс, как системы, скупающей все подряд, проводящей антинародную политику, требующую платить — останется навсегда.

    Компания за свой уже довольно долгий век пережила массу всякого разного. И бурный взлет, когда спутниковое телевидение еще в 90-е годы воспринималось как нечто совершенно невероятно и диковинное. И разгон «Медиа-Моста», когда спортивные каналы «Плюсов» вынуждены были... нет, не покупать права на чемпионаты Испании или Англии на годы вперед, а выискивать копеечку-другую на каждый матч (!). И появление бесплатных спортивных каналов-"убийц«, таких как 7» и «Спорт». И много-много чего еще. Но из всех потрясений компания в конечном счете выходила победителем.

    Летом 2010 года НТВ-Плюс пережил очередной крутой вираж своей истории. Пожалуй, никогда ранее компанию не обыгрывали в домино сразу несколько раз подряд.

    Новое лицо на капитанском мостике ВГТРК Дмитрий Медников, ставший главным редактором полуспортивного канал «Россия-2», буквально за неделю нанес НТВ-Плюс целый ряд пробоин. И первая, наверное, самая болезненная — ВГТРК выкупила права на Англию. Дальше тоже интересно: попытки пригласить сам дух НТВ-Плюс Василия Уткина, покупка выездных матчей сборной России и подготовка собственного предложения РФПЛ на следующий цикл в 4 года.

    Очевидно, что менеджмент НТВ-Плюс к такому повороту событий оказался не готов, что так или иначе, в ЖЖ и прочих блогах, открыто или косвенно, но признали практически все комментаторы канала.

    О том, что лучше бы такой удар по НТВ-Плюс нанесла не государственная компания, а крупная частная, пришедшая в Россию, типа Sky, я рассказывал во вчерашней колонке. Сегодня же о другом — почему такой удар был нужен и как же вообще так вышло, что он случился.

    Если в первые годы своего существования НТВ-Плюс был совершенно точно более других достоин звания самой современной и продвинутой телекомпании в России — сомневаться не приходится, и вряд ли кто-либо поставит это под сомнение. Как же: первое коммерческое, платное телевидение, впервые в нашей стране — тематические каналы собственного производства (десяток фильмовых каналов, столько же спортивных, причем по каждому из основных видов спорта отдельно). Редкие обладатели зеленых тарелок чувствовали свою причастность к чему-то совершенно новому и необычному. А добавим сюда бесподобный набор комментаторов, который стал визитной карточкой НТВ-Плюс: Василий Уткин, Георгий Черданцев, Алексей Андронов, Юрий Розанов, мастера старой школы — братья Майоровы, Владимир Маслаченко, Анна Дмитриева... Все это делало НТВ-Плюс компанией с налетом элитарности.

    Но шли годы. Так, знаете ли, всегда происходит, сложно что-то с этим поделать. И... тонкий момент, боюсь ошибиться или кого-то ненароком обидеть, но то ли так совпало, то ли стало причинно-следственной связью, но компания начала явно стагнировать после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, одного из основателей НТВ-Плюс Алексея Буркова.

    Мне довелось несколько раз общаться с этим удивительным человеком, и первое, что всегда бросалось в глаза — это его стремление делать больше и больше для развития НТВ-Плюс. У человека горели глаза, даже в последние месяцы работы.

    С его уходом будто все застыло во времени. Находясь снаружи, трудно претендовать хоть на толику объективности в описании процессов внутри компании, но со стороны все стало выглядеть воплощением в жизнь шутки админов — если работает, то и не надо трогать. Нет, что-то появлялось, открылось еще несколько спортивных каналов, какие-то передачи... Но смотря на это из лета-2010, не покидает ощущение, что делалось это подчас по инерции. Ну т.е. вот катилась телега и катилась.

    И докатилось это все наших дней. До дней, когда в эфире НТВ-Плюс как настоящая пестрая мишура мелькают заставки аж еще с первых... даже не лет — дней выхода в эфир (заставка футбольного канала НТВ-Плюс с у даром Дунги — 11 лет ей), когда межпрограммное пространство оформлено в духе девяностых с нелепыми и разношёрстыми голосами и до невероятности примитивным текстом в духе «как в школе учили» (а если сравнить даже с тем же Евроспортом, где все на порядок бодрее?). Со студийными декорациями 10-20 летней давности (если не по дате производства, так уж по сути точно), с аналитическими программами, когда ведущий прямо в эфире общается с аппаратной, громко диктуя, когда повтор какого-то эпизода из матча остановить, когда прокрутить дальше. Причем все это сопровождается полным отсутствием взаимопонимания, с допотопным рисованием стрелочек и кружочков от руки...

    Написал, и стало совсем грустно.

    Ведь есть тот же Sky, есть CNN (не спортивный, но техническое оснащение оно и в Африке...) с программами, захватывающими дух: когда ведущий в прямом эфире водя рукой в воздухе перематывает какие-то эпизоды, ролики, причем все это трехмерно и объемно и поверить, что это не кино — ну очень сложно. Есть французское телевидение, когда смотришь, ничего не понимаешь, но картинка до того красива, что оторваться невозможно.

    Вот где это все? Не верю, что все, или хотя бы часть этого стоит неподъемных денег. Ну, просто не верю.

    Ладно, скажет иной, это все фантики, главное же — контент. Да, кто спорит. Взглянем на контент.

    Конечно, трансляции из Англии, Испании, особенно если смотреть их даже не именно в HD, а хотя бы просто в соотношении 16:9, самоценны. И, казалось бы, сложно их испортить. Сложно, но можно. Комментаторская школа НТВ-Плюс, которая была отличительной особенностью компании, в последние годы разбавлена огромным количеством откровенной и пресной воды. Да, деваться некуда: больше каналов, больше трансляций означает необходимость в найме новых сотрудников. А уткины да розановы на дороге не валяются. Да, не валяются. Но и допускать до микрофона значительную часть из молодой поросли, на которую, кстати, Василий Уткин оставил свой «ФК», решение смелое, мягко говоря, и может быть оправдано, как мне представляется, только соображениями острой необходимости.

    Ну, например. Недавний матч РФПЛ. Не успел включить, как уже такое вот молодое дарование здоровается со мной чем-то вроде того: «Приветствуем всех поклонников нашего творчества!». Я чуть не подавился. Чьего творчества? Я твою (пардон, вашу) фамилию-то еще не запомнил, видел тебя (вот опять, вас) раза два, а ты (вы) записываешь меня в свои поклонники? Самоуверенно и неоправданно. Другой пример, с год назад на Испании слышу: «... этот матч может закончиться или победой одной команды, или поражением другой, или ничьей». Вот это да!

    И примеров таких, увы, масса. Называть фамилии не стану. Кроме одной, которая к категории молодых да ранних не относится. Зачем было приглашать Геннадия Орлова? Нет, ну правда, зачем? Да, он лучше многих прочих, он разбирается в футболе как виде спорта, он, если можно так сказать применительно к человеку еще из советской школы комментаторов, обладает большим потенциалом. Но так уж сложилась его судьба, что долгие годы он комментировал на местном ТВ только «Зенит». А среда определяет человека, все же. Потому пригласив такого человека на общероссийский уровень, получилось нечто совсем уж невразумительное: как ни пытается Орлов делать вид, что он нейтрален, но годы неприкрытого беления за «Зенит» дают о себе знать, что не вызывает ничего другого, кроме как раздражение.

    Из громких проектов НТВ-Плюс последних лет, конечно, явно выделяется контракт в РФПЛ. Если оставить за скобками историю с ежегодным дележом эксклюзивных, вроде бы, прав со «Спортом», то могло получиться все на удивление любопытно. Но не получилось.

    Новая техника, флеш-интервью, разбивка тура на несколько дней, чтобы можно было посмотреть почти все матчи в прямом эфире, комментатор и корреспондент у бровки поля, ряд матчей в HD — все это здорово, все это шаг вперед... казалось так в первые годы. Но вот мы вновь в 2010-м. Далеко за примерами ходить не буду — «Алания» — «Зенит» — первый матч после ЧМ. Что же мы видим? Картинка с двух камер, с трех? Повторы с одного ракурса. Голос Орлова, будто из бункера, но, главное, постоянная потеря связи с корреспондентом на месте, в роли которого был Алексей Андронов. Орлов спрашивает — Андронов отвечает — телезрители не слышат. Андронов берет интервью у игрока — звука нет. У Спаллетти — вновь ничего не слышно.

    А картинка из Новосибирка? Господа, при всех сложностях, но это epic fail. Пересвет белого, не видно даже номеров.

    Квалификация местных корреспондентов тоже зачастую вызывает огромные вопросы.

    И веяние последнего времени — в трансляциях чемпионата России в конце некоторых матчей почему-то вовсе отсутствуют повторы хотя бы даже голов. Совершенная дикость какая-то.

    Иными словами, вновь ощущение того, что энтузиазм был, но давно угас, и теперь РФПЛ для НТВ-Плюс едва ли ни как чемодан без ручки, причем дорого чемодан-то. И, что самое интересное, хотя бы кто спасибо сказал, что чемодан этот который год несут: со всех сторон лишь проклятия, что НТВ-Плюс не дает «Спорту» показывать «Спартак», ЦСКА, то-се.

    Не добавляли кармы НТВ-Плюс взаимоотношения с ВГТРК. Они никогда не были добрыми, но в последнее время обострились предельно, и не всегда так уж однозначно, кто прав. Из недавней истории взаимоотношений: «Плюсы» не дали «России 2» права на показ двух матчей из тура РФПЛ в прямом эфире — ВГТРК в последний момент, когда уже уехала бригада комментаторов и корреспондентов НТВ-Плюс, не продала ему сублицензию на «Ролан Гаррос». Следом НТВ-Плюс не получается показать ЧМ по футболу, более того, компания вообще не получает в ЮАР аккредитацию даже для корреспондентов. В ответ НТВ-Плюс сообщает ВГТРК, что лимит прямых трансляций РФПЛ канал «Россия 2» уже выбрал, и все остальные игры — только в записи, на что пару недель спустя получает саркастический ответ от Дмитрия Медникова, что НТВ-Плюс сможет купить у ВГТРК права на показ одного матча в записи АПЛ...

    Это сложно назвать конкуренцией. Потому что сложно столь открыто пикироваться с компанией, от которой зависит, покажешь ты «Ролан Гаррос», ЧМ по футболу, etc. или нет. На мой вкус, скорее имела место быть попытка навязывания своих интересов со стороны НТВ-Плюс, не смотря на свою зыбкую позицию.

    Отдельно еще хотелось бы сказать про лицо канала — Василия Уткина. Сказать хотелось бы многое, но скажу лишь одно: тот факт, что комментатор всерьез неделю думал (публичность всего этого сериала с душещипательными роликами в блоге, песнями, и последовавшими уточнениями и даже, как показалось, оправданиями, — за скобки) над предложением ВГТРК — говорит о том, что он устал быть там, где есть. Когда стагнация во всей компании, она же не различает, Уткин ты или еще кто.

    И еще по поводу Уткина. Считаю, что это явный прокол PR-службы компании, допустившей, что за столько лет сложилась крайне странная ситуация, при которой всякий раз позицию НТВ-Плюс практически по любому вопросу озвучивал в своем блоге именно Уткин, являющийся, прежде всего, комментатором. И зачастую эти ответы получали свойственный самому Уткину налет агрессии, что ли, а это не всеми адекватно и правильно понималось. В итоге число тех, кто строчит с утра до ночи и с ночи до утра гневные посты про НТВ-Плюс, многократно увеличивалось из года в год.

    Вот. Пожалуй, хватит. И хоть у НТВ-Плюс накопилось много других минусов, надо остановиться. Тут самое время огорошить вас, что я люблю НТВ-Плюс и болею за него (и никакая это не ересь ©). Мне дороги и близки все те ценности, за которые борется (пусть и, выходит, что вяло в последние годы) компания, основная из которых — что интересное телевидение должно быть платным (и не потому, что просто вот «должно», а потому что или бесплатное, или интересное).

    Потому я и переживаю, что на НТВ-Плюс произведена такая вот атака со стороны ВГТРК. И что руководство «зеленых» не сумело, не смогло...

    Потому я и всеми руками поддерживаю то, что произошло. НТВ-Плюс давно пора встряхнуться, вновь отыскать свой север, и пожить в условиях новой конкуренции, которая при всех минусах соперничества с государством, но так или иначе, будет полезна и НТВ-Плюс, и зрителям.

    В центре внимания