ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • 0
  • 0
  • 0
  • Кто там у микрофона? Посторонние

    Я составил свой собственный рейтинг российских футбольных комментаторов.

    В нем 25 фамилий.

    Двадцать пять человек, чье грустное мычание, бодрое рычание и дружеское ржание сопровождает телепоказ футбола.

    В прошлый раз я зачитал пятерку середняков и поставил в очередь десятку аутсайдеров – с 16-го по 25-е место.

    Десятка готова. Она перед вами.

    Если читатель не согласен с моим выбором и считает, что в моем арьергарде собрана элита комментаторских кабин, я напомню, что это мой личный рейтинг.

    Пунктиром напомню набор свойств и качеств, которыми – по моему разумению – следует обладать комментатору, чтобы не вызывать антипатию или, того хуже, отвращение:

    1) тембр – бас или баритон;
    2) поставленная речь;
    3) мастерское владение русским языком;
    4) своевременность и дозирование информации;
    5) комментирование игры, а не эссеистика вперемежку со злословием и сплетничанием;
    6) умение получать и использовать информацию «из первых рук» – от участников матча;
    7) чувство юмора;
    главное) знание и понимание футбола.

    Выявить десятку оказалось дельцем несложным: мне не нравятся, как по заказу, ровно десять комментаторов. Гораздо более трудной задачей стала расстановка этих десятерых по ранжиру.

    Вы никогда не пробовали определить для себя, какое из невкусных блюд вам неприятно пуще других, и какой из зловонных запахов легче вытерпеть? Примерно этим мне и пришлось заниматься, раскладывая по порядку комментаторский пасьянс.

    Сошелся он так.

    16 – Виктор Гусев (Первый канал). Среди сегодняшних героев наименьшее число изъянов у госкомментатора. Из явных недостатков режут слух худосочный русский язык, сомнительные псевдоаналитические суждения по ходу игры и патологическая склонность – в каждом матче без исключения – к цитированию «СЭ». А главный минус, который нивелирует все достоинства Виктора – гадкая пафосная манера, в которой он ведет репортаж. Поэтому у меня он в «зоне вылета».

    17 – Владимир Маслаченко («НТВ-плюс»). Когда-то Владимир Никитович задавал тон. Я имею счастье иногда слушать его молодого на архивных записях и должен сказать, что он тогда был великолепен; сегодня за подобные комментарии я бы в одиночестве включил его в первую десятку и отдал бы ему в ней все места. Увы, годы берут свое, Маслаченко уже не тот даже, что 10 лет назад в начале Эры Плюса, он все чаще путает фамилии и названия, он регулярно произносит невпопад какие-то ненужные слова и фразы, его косноязычие без устали прогрессирует. И хотя игру он по-прежнему читает как книгу, и комментарий все еще ведет мастерски, по всем законам жанра, ситуацию это не спасает.

    18-19 – Андрей Голованов (Первый канал) и Андрей Родионов («НТВ-плюс»). Я не обнаружил между ними существенных различий, поэтому водрузил на одну полку. У обоих необычайно занудные голоса, похожие на скрежет пилорамы, кастрированный и куцый русский язык, оба утомительно скучны и не умеют шутить. Еще из Голованова, словно из дырявого кармана, в умопомрачительных количествах сыпется ненужная статистика и прочая пустая информация, а Родионов злоупотребляет незамедлительным – и, как правило, неверным – анализом всего красного, желтого и коричневого, что подмечает на поле. Мне не нравится.

    20 – Юрий Панкратов (Евроспорт). Последний из тех, кого я еще кое-как могу выносить. Комментатор, на мой вкус, неинтересный и слабенький, разговаривает монотонно-полусонно с внезапными резкими просыпаниями, к тому же, как помнится, часто употребляет в речи жаргон и прочую режущую слух лексику. Но, как ни странно, если чутко не вслушиваться, то Панкратов не мешает смотреть футбол, а иногда даже помогает.

    21 – Александр Елагин (7ТВ). Если бы в нем вовремя умер актер, цены б ему не было. Вот что бывает, когда человек вместо того, чтобы комментировать, начинает играть в театр у микрофона, воображая себя Озеровым. Когда-то Эраст Гарин до того вжился в роль короля из «Золушки», что потом и в повседневной жизни, до скончания дней, разговаривал характерным жалобным мяукающим голосом. Елагин, видимо, тоже застрял в образе – и, располагая, в общем-то, неплохими исходными комментаторскими данными, выглядит в глазах телезрителей (в моих так уж точно) всего лишь потешным чудаком, посторонним, которому вход воспрещен, но который прокрался в эфир, пока начальство на пикнике.

    22-23 – Владимир Стогниенко («Спорт»), Георгий Черданцев («НТВ-плюс»). Я сулил сюрпризы. Вот они оба. Почему Черданцев? Не люблю, когда визжат в эфире. Считаю, что комментатору по ходу матча недопустимо впадать в истерику. А у Георгия подобное сплошь и рядом. Не бывает у него спокойных комментариев. А от осатанелых меня тошнит. Помню, как однажды мы всей редакцией (одной из тех, где я работал) смотрели матч двух «Спартаков» в Нальчике и едва не надорвали животы, слушая, как истошно, почти фальцетом, горланит он всякий раз, как завидит мяч вблизи штрафной. Нельзя так. На мой взгляд.

    А почему Стогниенко? Помимо жуткого подросткого тенора, неплохо подходящего для «Радионяни» или «Пионерской зорьки», но только не для футбола, Владимир обладает еще и ужасающим произношением слова «удар». Пожалуй, самым ужасным произошением в мире самого важного (после «гол») существительного в футболе. «Удыааар!» Кошмар… О многотонных мусорных мешках бесполезных сведений, которые он вываливает всякий раз на бедных телезрителей, можно уже и не упоминать. Знаю, как минимум, одиннадцать тысяч двести восемьдесят пять человек, которые не смотрят футбол по «Спорту», если его комментирует Стогниенко.

    Поправка. Уже одиннадцать тысяч двести восемьдесят восемь.

    24 – Григорий Твалтвадзе («Спорт»). Вообще канал «Спорт» представляет собой подлинную комментаторскую кунсткамеру. Вот еще один персонаж. Стогниенко на его фоне выглядит ведущим комментатором страны. В Григории прекрасно уживаются Маслаченко, Елагин, Трахтенберг, Бубнов и ошибочные представления о том, как комментировал Озеров. Такая гремучая смесь – отрава покрепче полония. Телезритель от нее вянет и дохнет. Надо бы посчитать, скольких болельщиков отвадили от футбола комментарии Твалтвадзе. Хотя боюсь, собьюсь…

    25 – Илья Казаков («Спорт»). По-моему, Илья – не комментатор. По крайней мере, моим представлениям об этой профессии он не соответствует полностью. Впрочем, допускаю, проблема в том, что у меня неправильные представления об этой профессии. В таком случае Илья – номер один и практически эталон жанра, а мой рейтинг нужно перевернуть вверх ногами. Стало быть, в следующий раз я опять расскажу вам об аутсайдерах.

    В центре внимания