ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • 0
  • 1
  • 1
  • Тихие зори Ванкувера

    Наконец-то фигурное катание на Зимней Олимпиаде дошло до самой красивой части – женского одиночного катания.

    Танцы на льду – несмотря на все усилия президента ИСУ Оттавио Чинкуанты и его команды запереть их в узкой клетке правил – всё-таки нельзя назвать чистопородным фигурным катанием. Это, скорее, коктейль из паркетного танца и парного катания, остро приправленный судейским беспределом. А женское одиночное катание – это сочетание спорта с удовольствием.

    К сожалению, как раз в данном разряде вершина мечты российских участниц – попасть в первую десятку. При всёй выучке и юном задоре как Ксения Макарова, так и Алёна Леонова – пока ещё дипломницы института благородных девиц фигурного катания. Мастерство приходит с опытом.

    Как ни грустно это признать, за многие годы СССР так и не создал мощную школу тренеров, способных регулярно выращивать девушек-чемпионок. Когда появлялись опытные наставники, им перекрывали кислород и мешали работать. Одним не нравились Засуженный тренер СССР Виктор Кудрявцев или Алексей Мишин, другие гнобили Засуженных тренеров СССР Эдуарда Плинера, Игоря Ксенофонтова, Александра Копылова или Лидию Маслюкову. Станислава Алексеевича Жука и вообще в гроб свели.

    Чемпионки и медалистки Елена Водорезова, Кира Иванова, Анна Кондрашова, Мария Бутырская и Ирина Слуцкая – исключения из общего правила. Наталья Стрелкова, Светлана Французова, Анна Антонова, Марина Серова, Ольга Маркова, Ирина Николаева (которую Жук незадолго до смерти назвал будущей олимпийской чемпионкой) и очень многие другие девушки ушли из спорта, не пройдя и половины дороги к пьедесталу почёта, не реализовав свой талант даже наполовину.

    Виктория Волчкова, Кристина Обласова, Ольга Найдёнова, Людмила Нелидина, Алима Гершкович, Ангелина Туренко и ещё, как минимум, десяток неназванных – вот из кого должны были избирать участниц Олимпийских Игр в Ванкувере. Но их высадили из олимпийского поезда на разных полустанках задолго до конечной станции.

    Почему? Да просто Писеев много лет использовал девушек на соревнованиях как разменную монету, как своего рода плату за места на пьедестале для спортивных пар и спортивных танцев на льду. В этом абсолютно уверены тренеры и судьи тех времён, многое помню и я. Просто для примера приведу успехи девушек из ГДР – Катарины Витт, Кристины Эррат или Сони Моргенштерн, которых советские судьи оценивали выше своих. За это судьи из ГДР «тянули» советских парников и танцоров. А ведь и Иванова, и Кондрашова постоянно обыгрывали Витт в «обязаловке».

    Никто и никогда на уровне федерации не занимался всерьёз женской психологией. Да и сегодня Федерация фигурного катания на коньках России не желает признать, что девочке-девушке-женщине необходим не только гинеколог, но и психолог, так как женский организм требует того, недостаток чего мужской чаще всего заливает алкоголем. Более того, руководство ФФКР не только с олимпийским спокойствием наблюдает, но даже вводит в себя тренеров, использующих в качестве учебного пособия собственные ППП (первичные половые признаки). При том, что каждого студента спортивного ВУЗа учат: отношения между тренером и спортсменом должны быть члено раздельными.

    В других странах «женский вопрос» решается по-иному, поэтому претенденток на Олимпийские медали было более чем достаточно – от австралиек до японок. Список желающих принять участие в короткой программе насчитывает тридцать девушек, и среди них очень много «претенденток на престол» – Мики Андо, Мао Асада, Мираи Нагасу, Каролина Кёстнер, Акико Сузуки, Рэйчел Флэтт, Джоанни Роше, Лаура Лепистё и, разумеется, Ким Ю-на (она настояла на корейской традиции написания имени и фамилии), самый красивый цветок корейского фигурного дендрария.

    Нескольких участниц готовили к Олимпийским играм тренеры советской школы: Иван Заец (Соня Лафуэнтес, Испания), Юрий Бурейко и Марина Серова (Дженна МакКоркелл, Великобритания), Пётр Кипрушев (Анастасия Гимазетдинова, Узбекистан), Анна Кондрашова (Елена Глебова, Эстония), Гурген Варданян и Ераньяк Ипакян (Юлия Себестиен, Венгрия), Николай Морозов (Мики Андо, Япония), Татьяна Тарасова и Жанна Чубенко (Мао Асада, Япония).

    Поскольку трудно рассказывать по-разному о короткой и произвольной программах женщин, сегодня я, с вашего позволения, напишу о наших девушках и нескольких лучших. И в этом мне сегодня поможет старинный приятель Эдуард Плинер, известнейший тренер женского катания, давно живущий и работающий в США вместе с женой, Евгенией Зеликовой, тоже известным тренером. Зеликова, например, вырастила Этери Тутберидзе, которая после окончания своей спортивной карьеры тоже стала тренером и, в свою очередь, выращивает одну из лучших юниорок России – Полину Шелепень.

    Поскольку к исполнению произвольной программы будут допущены только двадцать четыре фигуристки, в «шестёрку досрочных финалисток» не хотел попасть никто.

    Ксения Макарова, оставив за бортом вместо родителей Галину Змиевскую и Виктора Петренко, вышла на лёд восьмой, а ушла с него первой (на тот момент), с оценкой 59,22 балла. В девушке прекрасно сочетаются российская школа фигурного катания, унаследованная и переданная от родителей – Ларисы Селезнёвой и Олега Макарова – с американской раскрепощённостью и внутренней свободой. Это и помогает ей кататься без малейших комплексов.

    Она легко и чисто исполнила каскад 3Т-3Т, не менее чисто двойной аксель, с небольшой помаркой (жесткое приземление на весь конёк) тройной флип и весь набор шагов, дорожек и пируэтов, которые, однако, нужно будет ещё улучшать и улучшать. Ксюша прибавила в мастерстве с осени, когда я видел её катание на этапе юниорской серии Гран-при в Минске. У этой девушки есть большое будущее, и над ним ей ещё работать и работать.

    Многого можно было ожидать от «грузинского чуда» Элене Гедеванишвили: красавица могла показать на льду и всё, и ничего. В Таллине Элико была прекрасна как цветок душистых прерий и завоевала бронзовую медаль. Здесь её уже начали называть «второй Катариной Витт», но мне больше нравится «первая Элене Гедеванишвили». Воодушевлённая медалью на чемпионате Европы, моя любимица вышла на лёд с уверенностью победительницы и показала – всё: 3Л, каскад 3Т-3Т, 2А (все чисто), высококлассные шаги, дорожки и пируэты – и обогнала Ксению Макарову на 2,7 балла! Как, впрочем, и в Таллине.

    Алёна Леонова, тоже стоявшая на чемпионате Европы на более высокой позиции, чем Ксения Макарова, решила и здесь ей не уступать, а заодно и посмотреть, насколько крепко сидит на своём месте Элене. Барыня Алёна станцевала – нет, сплясала «барыню» не хуже, чем это делают в ансамбле Игоря Моисеева – весело, живо, играя на публику и с публикой. При этом прыгнула каскад 3Ф-2Т, 3Л, 2А, показала классные дорожки и опередила обеих, став перед стартом последней группы лучшей европейской фигуристкой.

    Все трое легко прошли в финал – Леонова на восьмом месте, Гедеванишвили на девятом, Макарова на двенадцатом.

    А в первую тройку, куда, по идее, имеют пропуск только азиатки, на самый низ всё-таки прошла канадская фигуриста Джоанни Рошетт, пару дней назад потерявшая мать. Было видно, что ей очень тяжело кататься и пока трудно угадать, сможет ли она, при таком горе, безошибочно откатать послезавтра и произвольную программу. Победительницей стала, как этого и ожидали, кореянка Ким Ю-на, а на второе место, с очень сложным каскадом 3А+2Т, японка Мао Асада, которую, как я уже писал, тренирует Татьяна Тарасова. Домо аригато, Татьяна-Сама!

    В центре внимания